ФЭНДОМ

Хе́мунд (англ. Heahmund, лат. Heamundus) - христианский священнослужитель, епископ Шерборнский.

Хемунд выделяется среди прочих прочих представителей духовенства тем, что искушен в военном деле и владеет командирскими навыками.

Активно участвует в противостоянии англосаксов датским завоевателям, прибывшим в составе Великой языческой армии.

Захваченный скандинавами в плен, Хемунд вынужден участвовать в их внутренних войнах. Ввиду длительного отсутствия епископа его титул переходит советнику короля Этельвульфа, лорду Кутреду.

Биография

Сезон 4

В то время как армия датских викингов, мстя за смерть Рагнара Лодброка, вторгается в Уэссекс и ведет ожесточенную войну с королевством, Хемунд отпевает покойного Ордлафа и затем утешает его вдову. Позже они сближаются и занимаются сексом. Кадры демонстрируют зрителю меч Хемунда, намекая на его связь с сословием воинов.

Сезон 5

После катастрофического поражения войск Этельвульфа в столкновении с Великой языческой армией король Эгберт передает принцу власть над страной. Это не приносит большой радости в условиях войны, ибо новоиспеченный монарх и его семья вынуждены укрываться от захватчиков. Хемунд, воин-епископ Шерборна, собирает ополчение и обследует разоренное королевское поместье. Обнаружив тело Эгберта, помещенное в бочку с водой, люди епископа извлекают его и хоронят со всеми подобающими почестями в восстановленной усадьбе перед алтарем. Хемунд лично справляет заупокойную службу.

В поместье епископ встречает монаха-писаря, который служил посредником при заключении договора между королем Эгбертом и сыновьями Рагнара Лодброка. Договор давал последним право владения землями в восточной Англии. Хемунд поражается действиям своего покойного господина, но писец выдает ему хитрость Эгберта: при подписании договора король таковым больше не являлся, поскольку передал корону Этельвульфу незадолго до появления викингов в поместье.

В дальнейшем Хемунд разыскивает короля Этельвульфа. Вместе они решают отбить крупный город Йорк, некогда принадлежавший погибшему королевству Нортумбрия и ныне занятый скандинавскими войсками. В ходе совета Хемунд и Этельвульф обсуждают слабые места крепости и наиболее благоприятное время для нападения.

Этельвульф встречает Хемунда

Встреча епископа Хемунда и короля Этельвульфа.

Прибывшие ранним утром лазутчики короля рассказывают, что стены Йорка совершенно не защищены.

Взяв с собой сыновей, Альфреда и Этельреда, король Этельвульф в сопровождении Хемунда ведет войска на штурм города. Беспрепятственно пробив ветхие древнеримские стены, англосаксы врываются в город, но, пройдя по нему, понимают, что попали в ловушку. Из домов королевских солдат обстреливают лучники, загоняя в закоулки, где их ждут неглубокие ямы, усеянные кольями. Десятки погибают, а царящий в городе туман лишь способствует неразберихе. Умело пользуясь этим, датчане перекрывают одну из улиц, а оказавшихся в тупике воинов обливают маслом и поджигают. Лишь затем скандинавы вступают в битву. Англосаксам удается выбить из седла и окружить одного из вождей викингов, Ивара Бескостного. Разъяренный, он бросает в толпу неистовые возгласы. Между тем за его спиной появляются основные силы викингов. Они бросаются на христиан, попутно прикрывая Ивара.

Битва за Йорк

Битва за Йорк.

Хемунд, отважно и решительно бьющийся со скандинавами, замечает Бескостного в пылу сражения. Он указывает на предводителя варваров мечом, бросая ему личный вызов и молча намекая, что Ивара ждет жестокая расплата. Язычник лишь дерзко насмехается над ним, а затем их разделяют столкнувшиеся войска. В конечном счете англосаксы отступают из Йорка, и битва завершается победой северян.
Хемунд бросает вызов Ивару

Хемунд бросает вызов Ивару Бескостному.

Ранним утром двое предводителей викингов, Уббе и Хвитсерк, прибывают в лагерь Этельвульфа, чтобы обсудить перемирие и передачу скандинавам обещанных Эгбертом земель. Недолгая встреча с королем происходит в напряженной обстановке. Не дав определенного ответа, Этельвульф отправляет братьев обратно, но перед этим Хемунд с его людьми избивают их и прогоняют прочь, подчеркивая отказ от сотрудничества.

Несмотря на поражение, англосаксы не теряют надежды овладеть Йорком. Войска короля Этельвульфа продолжают осаду, надеясь, что голод ослабит северян. По прошествии времени они видят дым над крышами домов, и Хемунд уверен в том, что даны сжигают мертвых. Он рекомендует продолжать ожидание, чтобы окончательно истощить силы врагов. Это не нравится Этельвульфу, который чувствует, что епископ слишком часто управляет его действиями. Разгневавшись, король громогласно ставит своего слугу на место, и тот смиренно просит прощения.

Хемунд сражается в Йорке
Хемунд сражается в Йорке1

Хемунд сражается в Йорке. В конце этой битвы епископ попадет в плен к своим врагам.

Вскоре становится ясно, что в Йорке никого не осталось. Королевские солдаты с триумфом занимают крепость. Но едва лишь Хемунд замечает подозрительное скопление крыс на улицах (грызуны появились из сточных ходов, явно чем-то напуганные), как даны открывают канализационные люки, и, выбравшись на поверхность, атакуют. Этельвульф и Хемунд сражаются отчаянно. Ивар, видя доблесть епископа, даже временно останавливает бой и предоставляет ему своего коня, чтобы тот продолжил сражаться с достоинством. Но победа вновь ускользает от англосаксов - разбитые викингами, они вынуждены отступить. Этельвульфу и его сыновьям удается спастись, в то время как Хемунд попадает в плен к северянам. Приковав Хемунда в замке, Ивар истязает его и подвергает насмешкам, но фанатично преданный Богу епископ не поддается. В дальнейшем лидер викингов забирает Хемунда в Скандинавию с одной ему известной целью.

Доставив Хемунда в Вестфольд, где правит Харальд Прекрасноволосый, Ивар демонстрирует его конунгу, представив как великого воина. Епископ молится Богу, не обращая внимания на насмешки язычников.

Зайдя в темницу к Хемунду, Ивар рассказывает ему о желании отомстить Лагерте и предлагает выбор: либо сражаться на его стороне, либо умереть. Пленный отказывается, не страшась смерти за свою веру. Тогда Ивар дает понять, что воину Христа представляется прекрасная возможность не только выжить, сохранив свои убеждения, но и отправить на тот свет множество язычников. Бескостный также выражает Хемунду свое искреннее уважение, признавшись в том, что завидует его воинским качествам.

Оставшись один, Хемунд отчаянно молит Бога о спасении.

Днем Ивар уже прилюдно повторяет свой ультиматум. Хемунд дает согласие, убив ножом одного из смутьянов, подбивавших толпу казнить его.

В Вестфольде постепенно собираются войска для вторжения в Каттегат - владения Лагерты и ее сторонников. Освободив Хемунда от положения пленника, Ивар беседует с ним на философские темы и играет в хнефатафл, скандинавскую настольную игру. Ему удается заручиться добровольной поддержкой епископа в грядущей битве.

Вестфольд против Каттегата - армия Вестфольда

Хемунд выступает с Иваром на стороне Вестфольда.

Так и происходит. После неудавшихся переговоров о мирном разрешении конфликта войска Вестфольда и Каттегата сталкиваются в кровопролитной битве. Хемунд, которому Ивар накануне возвращает его меч, с упоением истребляет язычников. Однако ближе к концу сражения его ранят со спины, и он остается на поле боя без сознания, брошенный отступающими войсками Харальда. Не участвовавший в битве Ивар спрашивает конунга о судьбе христианина и тот коротко бросает, что он мертв.

Хемунда находят Лагерта, Бьёрн и Уббе. Последний намеревается было оборвать жизнь раненого, но правительница приказывает унести Хемунда с поля и привести в чувство. Она не знает, что руководит ею, и не может объяснить свой поступок Уббе.

Лагерта беседует с плененным Хемундом на религиозно-мировоззренческие темы. Она не может объяснить причин, по которым пощадила его. Проникнувшись уважением и симпатией к правительнице, Хемунд присягает ей на верность и обещает биться за нее в грядущем сражении.

Хемунд присягает Лагерте 3

Хемунд присягает Лагерте.

Накануне битвы Лагерта просит Хемунда поцеловаться с ней, и воитель исполняет желание.

Затем Каттегат сталкивается с Вестфольдом в крупнейшем в истории междоусобном сражении. Хемунд принимает в нем активное участие, разя язычников своим мечом.

Моменты видения - битва 4

Хемунд участвует в решающей битве скандинавов.

Заметив Ивара, который появляется на холме в завершающей стадии битвы, Хемунд дерзко кивает ему и снова окунается в бойню. Тем не менее, каттегатцы проигрывают, и христианский воин отступает вместе с ними.

Интересные факты

  • Исторический Хемунд был епископом средневекового Шерборна, рукоположенным между 867 и 868 гг. Он погиб в марте 871 г. в битве при Мартоне. Его почитают как святого Римско-католической церкви.
  • Майкл Хёрст, создатель сериала «Викинги», так описывает персонажа Джонатана Рис-Майерса: «Я изучал книги по истории и узнал о епископах-воинах, предшественниках тамплиеров. Эти люди были религиозны, но все равно облачались в доспехи и шли в бой. Они верили в учение Христа, но на поле боя превращались в настоящих чудовищ». 
  • Сакральное слово «Ananyzapata», выгравированное на мече Хемунда, скорее всего, является его названием. Его приблизительное значение - «Иисус Христос победил смерть (дьявола), приняв крещение от Иоанна и умерев на кресте».
  • По признанию ирландского актера Джонатана Рис-Майерса, исполняющего роль Хемунда, он намеренно не просматривает предыдущие сезоны «Викингов» ради большего погружения в свою роль.