ФЭНДОМ

Хви́тсерк (др.-исл. Hvítserkr от hvítr - белый и serkr - рубашка, сорочка; лат. Withsercus, в русскоязычных переводах также Витзерк или Гвитсерк) - полулегендарный скандинавский конунг, правивший, согласно средневековым авторам, на территории нынешней Швеции и, вероятно, на Руси (Гардарики).

В сериале - второй сын Рагнара Лодброка и Аслауг, брат Уббе, Сигурда Змееглазого и Ивара Бескостного. Единокровный брат Бьёрна Железнобокого.

Вместе с остальными братьями состоит в отношениях с Маргрет, которые завершаются после ее свадьбы с Уббе.

Участник плаваний Бьёрна Железнобокого и вторжения в Англию Великой датской армии, осуществляющей месть за смерть Рагнара Лодброка.

В ходе конфликта Каттегата с Вестфольдом Хвитсерк вместе с Иваром занимает сторону конунга Харальда Прекрасноволосого.

Биография Править

Сезон 2 Править

Хвитсерк рождается у Аслауг в относительно мирный период, наступивший после столкновения его отца Рагнара и конунга Хорика с войсками могущественного гётского ярла Борга и продлившийся четыре года.

Когда оскорбленный недоверием союзников ярл Борг вторгается в Каттегат, Аслауг некоторое время прячется с Хвитсерком и его братьями, Уббе и Сигурдом, в удаленном хуторе. Их изгнание прекращается после того, как Рагнар и Лагерта одерживают победу над Боргом.

Сезон 3 Править

При появлении в Каттегате мистического странника Харбарда Аслауг проводит с ним много времени, позабыв о своих обязанностях матери. Оставшись без присмотра, маленькие Уббе и Хвитсерк гуляют по замерзшему озеру и случайно проваливаются под лед. Бросившись за ними, Сигги, возлюбленная Ролло, с трудом вытаскивает мальчиков из воды и передает в руки Харбарду, но сама умирает от переохлаждения.

Инцидент с Уббе и Хвитсерком, а также слухи о связи Аслауг с Харбардом приводят к тому, что Рагнар охладевает к жене.

Сезон 4 Править

После успешного вторжения Рагнара в Париж Флоки приковывают к столбу позора за убийство Этельстана, но мастер вскоре сбегает. Маленький Хвитсерк вместе с Уббе сопровождает воинов конунга, пустившихся в погоню за пленником. Она завершается успешно, и Флоки снова оказывается в заточении.

Стремясь задеть жену, Рагнар при ней рассказывает детям легенду о Торе и лодочнике по имени Харбард. Хвитсерк спрашивает, видел ли Рагнар Харбарда, и отец дает понять, что этот вопрос лучше обратить к Аслауг.

Во время Йоля Уббе и Хвитсерк играют в хнефатафл с вестфольдским конунгом Харальдом Прекрасноволосым, приехавшим на праздник, чтобы заключить союз с Рагнаром Лодброком.

На тинге Рагнар принимает у Уббе и Хвитсерка клятвы вассальной преданности. После обычая с вкушением земли и соли конунг дарует сыновьям священные браслеты.

Рагнар объявляет новый поход на Париж и с большим флотом покидает Каттегат. Конунг забирает во Франкию Уббе и Хвитсерка, желчно намекнув Аслауг, что детям будет куда безопаснее с отцом в походе, чем дома с бестолковой матерью. 

Но удача не сопутствует викингам: франки во главе с предателем Ролло останавливают флот Рагнара на Сене, а лагерь, где остаются Уббе и Хвитсерк, уничтожает отряд Роланда. К счастью, дети остаются живы и бросаются к вернувшемуся отцу, который вздыхает с облегчением. Во время предпринятого Рагнаром волока драккаров в обход вражеских укреплений Уббе и Хвитсерк становятся свидетелями убийства их отцом китаянки Иду, снабжавшей его наркотическим травяным сбором. Заметив мальчиков, сконфуженный Рагнар отправляет их прочь.

Неожиданное появление скандинавского флота застигает франков врасплох, но им все же удается нанести норманнам решающее поражение. Рагнар, его сыновья и союзники возвращаются на родину. Не объяснив причин, конунг надолго оставляет свою семью и народ, уйдя в неизвестном направлении.

Проходит много лет. В отсутствие Рагнара Каттегатом правят Аслауг и Бьёрн. Город разрастается, став крупным центром скандинавской торговли.

Возмужавшие Уббе, Хвитсерк, Сигурд и Ивар проводят время в охотничьем домике. Приехавший Бьёрн рассказывает братьям историю гибели скандинавского поселения в Уэссексе, которую Рагнар утаил перед последним походом на Париж. Хвитсерк и Сигурд недовольны бесчестностью Рагнара перед народом и говорят, что убили бы его, появись он снова в городе. Они возмущены еще и тем, что отец бросил их, независимо от того, какими были обстоятельства. Уббе держит нейтральную позицию, а Ивар защищает отца, говоря, что тот не желал возмущать свой народ перед славным вторжением в Париж. Искренне восхищаясь Рагнаром, Бескостный называет его настоящим викингом, а несогласных братьев - слабаками. Бьёрн присоединяется к нему, хотя и не так яро. Он высказывает сомнение, что Рагнар вообще когда-либо вернется домой.

Однако, несмотря на все ожидания, Рагнар вновь объявляется в Каттегате и вызывает неоднозначную реакцию среди подданных и близких. Поняв, что ему в городе далеко не рады, Рагнар по очереди вызывает четверых своих сыновей, вышедших встречать его, на бой, чтобы, умерев, передать победителю титул конунга. Хвитсерк, как и прочие, не решается бросить вызов отцу. Один лишь Уббе выходит к нему с мечом, но боя не происходит.

Решив плыть с Бьёрном в Средиземное море еще до появления Рагнара, Хвитсерк не поддерживает отца в стремлении плыть в Англию, о котором тот заявляет в личной беседе с сыновьями. Уббе и Сигурд намерены остаться в Каттегате, чтобы защищать разбогатевший город от возможных посягательств извне, и один лишь Ивар хочет плыть с Рагнаром, считая отказавшихся братьев недостойными.

Молодая Маргрет, одна из служанок Аслауг, поочередно становится любовницей всех четверых ее сыновей: Уббе, Хвитсерка, Сигурда и Ивара. Выведав подробности о том, что у Ивара ничего не получается в постели, Сигурд делится тайной с Уббе и Хвитсерком. Но ожидаемого эффекта это не дает; напротив, Уббе признается в том, что боится Ивара.

В дальнейшем крупный флот викингов во главе с Бьёрном Железнобоким и Харальдом Прекрасноволосым отплывают в Средиземное море а поиски Рима, а маленькая экспедиция Рагнара Лодброка и Ивара Бескостного направляется в Англию.

Проплывая мимо подвластной Ролло Нормандии, викинги решают встретиться с бывшим соотечественником (впервые после сражения под Парижем) и договориться с ним о беспрепятственном проходе вдоль его владений. К герцогу впускают обезоруженных лидеров викингов: Бьёрна, Хвитсерка, конунга Харальда, Хальвдана и Флоки, которого пожелала сопровождать Хельга. Поначалу Ролло демонстрирует гостеприимство и представляет посетителям жену и маленьких детей, но, выслушав Бьёрна, вдруг отбирает у него карту Средиземноморья и заточает возмущенную делегацию в подземелье, несмотря на угрозы Флоки.

В дальнейшем Ролло отпускает пленников при условии, что они возьмут его с собой в поход. Герцог безо всякого сопровождения погружается на драккар Бьёрна.

Отплыв от замка, Бьёрн останавливает флот и дает Флоки знак, после чего Ролло подвергают суровому испытанию в память о его предательстве и переходе к франкам. Привязав герцога за руки и ноги, его отправляют в море и растягивают прямо под днищем драккара. Выдержав достаточное время, Бьёрн приказывает поднять дядю и убеждается в том, что Ролло выжил, а значит, достоин плыть дальше.

Наконец, войско викингов достигает берегов арабской Испании и разоряет один из портовых городов. После этого Бьёрну и Хвитсерку в виде одноглазого воина является сам Один, возвестивший, что их отец Рагнар мертв. Поверив видению, Бьёрн разворачивает все драккары в Каттегат.

Меж тем в самом Каттегате Лагерта хитростью и силой захватывает власть и мстит Аслауг за прошлые обиды, убив ее.

Ивар возвращается из Англии и рассказывает о смерти Рагнара Лодброка. Братья советуются; они решают собрать армию возмездия, вдвое превышающую ту, что когда-то захватила Париж, и отмстить королям Элле и Эгберту, повинным в гибели вождя.

Хвитсерк с братом проплывают мимо берегов Нормандии. Перед тем, как Бьёрн Железнобокий оставляет Ролло в его герцогстве, между ними на виду у всех возникает напряженный диалог. Герцог призывает соотечественников поселиться в богатой и плодородной Нормандии, но Флоки едко замечает, что Ролло больше никогда не будет одним из них. Ролло упрекает остальных в консерватизме и фундаментализме, но Бьёрн согласен с соплеменниками. Он считает, что время упущено, а Хвитсерк добавляет, что предавший однажды предаст снова. Попрощавшись с викингами, Ролло говорит, что ничего не забудет, и под присмотром франкских галер пересаживается на высланную за ним лодку, на которой его встречает старший сын.

Флот викингов прибывает в Каттегат, и Бьёрн с Хвитсерком узнают обо всем произошедшем в их отсутствие. Памятуя о недостатке любви и внимания со стороны матери, Хвитсерк не разделяет жажды Уббе и Ивара отомстить Лагерте. Хвитсерк также сомневается в том, что Уббе сможет одолеть Бьёрна, который явно не будет в восторге в случае смерти своей матери.

Уббе женится на Маргрет и не возражает против того, чтобы Хвитсерк разделял жену с ним. В дальнейшем Хвитсерк уступает девушку брату, не испытывая к ней особенных чувств.

В Каттегате собираются войска вождей со всей Скандинавии, согласных с идеей отомстить англосаксам за смерть легендарного Рагнара Лодброка. После обрядов, посвященных скорому отплытию Великой датской армии, Бьёрн беседует с братьями. Он рассуждает о нежелании делить власть с другими вождями (включая Харальда, которому не доверяет) и недвусмысленно дает понять, что именно он, как самый старший и опытный из сыновей Рагнара, поведет войска.

Высадившись в Нортумбрии, Хвитсерк вместе с братьями принимает активное участие в сражениях Великой армии. Им удается разгромить войска короля Эллы и жестоко казнить монарха возле места гибели их отца. Затем викинги продвигаются на юг, где совместными усилиями сокрушают значительную армию объединенного королевства Уэссекса и Мерсии во главе с принцем Этельвульфом.

Заняв оставленное врагом поместье короля Эгберта, викинги разоряют его. Разобравшись со стражей, Хвитсерк обнаруживает беззащитного Эдмунда, духовника короля Эгберта, и немедленно лишает его жизни.

К Бьёрну же и остальным выходит король Эгберт; безо всяких раздумий его берут в плен и сажают в железную клетку. Хвитсерк надеется на то, что владея большой армией и имея в плену короля, скандинавы смогут создать в Англии государство и ужиться с местным населением; его поддерживает Уббе. Ивар настаивает на убийстве Эгберта и дальнейшем завоевании острова, не оставляющем англосаксам шансов на независимость, и в этом с ним согласен Сигурд. Бьёрн поначалу хочет следовать заветам отца, но колеблется. Видя, что братья не едины во мнениях, Эгберт вмешивается в разговор и в дальнейшем заключает с сыновьями Рагнара соглашение: закрепленное законом маленькое скандинавское королевство в восточной Англии взамен на возможность самому выбрать себе смерть (при этом викинги не знают, что Эгберт незадолго до их прихода передал корону сыну и больше не имеет законной власти).

Устроив пиршество во дворе поместья Эгберта, предводители викингов обсуждают свои планы. Бьёрн намерен возобновить плавания к Средиземному морю и к нему решает присоединиться Хальвдан. Харальд возвращается в Скандинавию, дабы продолжать дело ее объединения. Остальным нравится предложение Эгберта создать небольшое королевство в восточной Англии. Неудовлетворенный происходящим, Ивар предлагает воинам не искать мира, а продолжать захват и разорение англосаксонских земель и находит среди многих поддержку. В ходе обсуждения Ивар и Сигурд ссорятся, и Бескостный, вспылив, убивает ненавистного брата.  

Сезон 5 Править

После похорон Сигурда вожди снова снова советуются. В результате Бьёрн с Хальвданом плывут в Средиземное море, а Уббе, Хвитсерк и Ивар остаются в Англии. И хотя братья убеждены, что король Эгберт дал им все права на королевство в восточной Англии, Бескостный продолжает гнуть линию войны с англосаксами. Он предлагает убраться подальше от сердца страны и укрепиться на землях Нортумбрии, ближе к берегу - для скорейшего пополнения войск и припасов. Исходя из этого принимается решение захватить Йорк - крупнейший город побежденного королевства Эллы, пока еще не занятый скандинавами.

По старой стратегии Рагнара Лодброка датчане вторгаются в Йорк в день христианского праздника, и, перебив малочисленный гарнизон, учиняют в главном храме резню, жестоко умертвив прихожан и духовенство.

Хвитсерк принимает участие в событиях, развернувшихся после захвата Йорка (Йорвика). Под руководством Уббе и Ивара, все чаще занимающего позицию лидера, викингам удается отбить город от сил англосаксонского ополчения, собранного королем Этельвульфом и воином-епископом Хемундом.

Но Уббе не уверен в том, что им удастся долго продержаться, следуя планам Бескостного. Ранним утром он и Хвитсерк, ничего не сказав Ивару, отправляются в лагерь Этельвульфа, чтобы обсудить перемирие и передачу скандинавам обещанных Эгбертом земель. Недолгая встреча с королем происходит в напряженной обстановке. Не дав определенного ответа, Этельвульф отправляет братьев обратно, но перед этим Хемунд с его людьми избивают их и прогоняют прочь.

На военном собрании в Йорвике Ивар узнает о действиях братьев, публично высмеивает их недальновидность и настаивает на окончательной победе в войне с анлосаксами. Пользуясь моментом, Бескостный предлагает им наконец признать его законным предводителем Великой армии, намекнув, что большинство ее воинов хочет сражаться, а не заниматься земледелием с Уббе и Хвитсерком. Гордый Уббе отказывается подчиняться младшему брату и на одном корабле намеревается вернуться в Каттегат. Наблюдая издалека за его отплытием в окружении своего войска, Ивар громогласно порицает Уббе и насмехается над старшим братом, собравшим всего лишь горстку сторонников. К радости Ивара и неудовольствию Уббе в последнюю минуту с драккара спрыгивает Хвитсерк, переменивший мнение и решивший остаться в Англии.

Ивар разрабатывает планы сопротивления очередной атаке англосаксов, не посвящая в них любопытствующего Хвитсерка. Идея Бескостного помогает заманить ополчение Этельвульфа в город и неожиданно атаковать его войсками, спрятанными в канализационных тоннелях. Хвитсерк отчаянно сражается и даже схватывается с Этельвульфом, но их разнимают бьющиеся. В итоге сражение завершается блестящей победой данов. Хемунд попадает в плен, остальным вражеским лидерам удается спастись.

В связи с тем, что Уббе настроен против Ивара, Хвитсерк предлагает брату плыть в Каттегат, убить его и Лагерту и занять трон до возвращения Бьёрна. Эти мысли нравятся Бескостному, и сыновья Рагнара, забрав часть войск и пленного Хемунда, оставляют Англию.

Не заходя в Каттегат, их драккары плывут в Вестфольд, где правит Харальд Прекрасноволосый. Сыновья Рагнара предстают перед конунгом и его женой Астрид в медовом зале. Конунг прямо спрашивает, поддержит ли его Бескостный в нападении на Каттегат. Хвитсерк говорит, что они согласны при условии назначения Ивара конунгом Каттегата, но брат одергивает его, сказав, что он вполне мог бы править, передав свои права Харальду после смерти. Они договариваются напасть на Каттегат через две луны.

Собрав армию, силы Харальда и Ивара высаживаются на вражеской территории, где встречаются с войском Каттегата во главе с Лагертой, Бьёрном и Уббе. Стороны обмениваются заложниками, которыми становятся Хвитсерк и Хальвдан. Уббе уговаривает Хвитсерка сменить сторону, как и Харальд Хальвдана, однако эти попытки терпят крах: восставшие братья тверды в своих намерениях.

Далее Хвитсерк участвует в переговорах, на которых сторона Каттегата продолжает попытки свести дело к миру. Однако Харальд и Ивар ставят Лагерте, Бьёрну и Уббе условия, которые те не могут принять. Начинается битва, перед которой войска Харальда разделяются и Хвитсерку поручают вести отряд для отвлечения врага. Но когда Хвитсерк и его люди заходят в лес, они попадают в неожиданную засаду союзников Лагерты - саамов. Обстреливаемые со всех сторон хорошо замаскированными воинами, скандинавы вынуждены отступить. Основные силы Харальда также проигрывают сражение и покидают поле боя.

Позже, в медовом зале Вестфольда, Харальд разочаровывается в действиях Ивара на поле боя (поскольку он был инициатором разделения сил) и высказывает своему вассалу претензии в присутствии Хвитсерка. Бескостный погружен в размышления и безразличен к происходящему. В этот момент Хвитсерк подсказывает им обратиться к его дяде Ролло, который после совместного с Бьёрном плавания обещал ему любую помощь. Получив одобрение Ивара и Харальда, он отправляется во владения Ролло - Нормандию.

Миссия Хвитсерка заканчивается успехом, и он, ко всеобщей радости, приводит в Вестфольд большой франкский отряд, значительно увеличивший шансы Харальда на победу. Сам Ролло, со слов Хвитсерка, слишком занят и намеревается приплыть позже, чтобы совместно отпраздновать победу. Единственное, что просит герцог в обмен на свою военную помощь - не убивать Бьёрна Железнобокого.

Прослышав об участии Ролло в войне, Бьёрн направляется в Вестфольд, чтобы еще раз попытаться разубедить Харальда в его завоевательных планах. Железнобокий предстает перед Прекрасноволосым и своими братьями, заявив о желании увидеться с дядей. Поскольку Ролло отсутствует, Хвитсерк передает ему привет от герцога и надежду, что Бьёрн не будет биться против его войск. Ничего не добившись, Бьёрн уходит, выразив сожаление тому, что Ролло оказался втянут в усобицу и его соплеменники завоевывают родные земли вместо чужих.

Накануне решающего столкновения Вестфольда и Каттегата Ивар беседует с Хвитсерком, сомневаясь в его любви и преданности. Бескостный высмеивает Хвитсерка за колебания, которые тот испытывал после того, как оставил Уббе и присоединился к нему. Хвитсерк пытается убедить брата в том, что он действовал по собственной инициативе, но Ивар не верит ему.

Затем Вестфольд сталкивается с Каттегатом в крупнейшем в истории междоусобном сражении. В этой жестокой и кровопролитной битве Хвитсерк с отчаянной яростью убивает врагов, борясь также и с самим собой. С одной стороны, он пытается оправдать доверие Ивара, а с другой, ему тяжело биться против своих братьев, защищающих Каттегат. В разгар битвы он сталкивается с Уббе и неожиданно для себя опускает оружие. Издав гневный крик, старший брат дважды замахивается на отступника, но оба раза останавливается, едва касаясь его мечом. Поняв, что не может убить брата, Уббе оставляет взволнованного Хвитсерка и уходит. Продолжая сражаться, Хвитсерк вступает в бой с молодым Гутрумом, сыном Торви от ярла Борга. Опрокинув юношу ударом под колено, сын Рагнара наносит ему смертельный удар топором в грудь. В ужасе бросившись к сыну, Торви несколькими ударами отгоняет Хвитсерка (этому также способствуют массы сражающихся) и припадает к павшему. Усмехнувшись, Хвитсерк переключается на других противников. Когда силы Каттегата оказываются истощены, Ивар пускает в ход франкский отряд Ролло, довершивший разгром противника. Лагерта, Бьёрн, Уббе и остатки их войск покидают поле боя. Так Харальд Прекрасноволосый и Ивар Бескостный одерживают решающую победу в междоусобной войне.

Интересные факты Править

  • Историки часто отождествляют Хвитсерка с другим сыном Рагнара Лодброка, Хальвданом, конунгом Йорка и Дублина, считая, что оба являются одним и тем же человеком.
  • Хальвдан Рагнарссон упоминается как один из лидеров Великой языческой армии. Если Хальвдан и Хвитсерк - одна личность, то можно предположить, что Хвитсерк мог участвовать в завоевании Нортумбрии, Восточной Англии и северной Мерсии.
  • По Саксону Грамматику, после победы над Дием (конунгом Гардарики) и его сыновьями, Рагнар Лодброк назначил Хвитсерка править территориями нынешней Швеции, а сам вернулся в Данию и в течение пяти лет воевал в разных землях. Хвитсерк в дальнейшем противостоял Даксо, сыну Дия. В «Саге о Рагнаре и его сыновьях» Хвитсерк после смерти отца наследует Ютландию и Люхов-Данненберг.
  • Существует несколько разных версий гибели Хвитсерка и предшествовавших этому деяний. По одной из них, описанной Саксоном, Даксо, сын Дия, безуспешно воевавший с Хвитсерком, хитростью захватил его в плен. Пленный Хвитсерк сам пожелал умереть, несмотря на предложения Даксо оставить ему жизнь, жениться на дочери Даксо и получить полцарства в приданое. Хвитсерк отверг предложения Даксо и пожелал, чтобы его связали и сожгли с его боевыми друзьями, что и было исполнено. Согласно версии, восходящей к «Саге о Рагнаре и его сыновьях», Хвитсерк во время войны с «гуннами» был взят в плен, и царь гуннов сжег его на костре, сложенном из голов убитых им воинов. Наконец, в «Саге о Стурлауге Трудолюбивом» упоминается некий Хвитсерк в Гардарики, воевавший против вторгшихся войск Стурлауга. Неясен статус этого Хвитсерка в Гардарики и имеет ли он какое-либо отношение к легендарному сыну Рагнара. В этом варианте Хвитсерк выступает на стороне конунга Ингвара (правителя Альдейгьюборга), а после гибели конунга «со многими своими людьми спасся бегством» и более не упоминается. Гибель Хвитсерка скандинавские источники датируют примерно 840 годом.