ФЭНДОМ

Мужчина живёт и умирает по своей чести.
— Харальдсон, Гнев северян

Харальдсон - ярл Каттегата, предшественник Рагнара Лодброка.

Стремясь сохранить авторитет сильного вождя, он не идет на поводу у Рагнара, который пытается сменить привычное направление грабительских набегов викингов. Когда дерзкий и амбициозный вассал игнорирует волю ярла, отплывает на запад и привозит из неизвестной доселе Англии богатую добычу, Харальдсон вступает с ним в длительное и ожесточенное противостояние, которое в конечном счете проигрывает.

Муж Сигги, отец Тири и двоих сыновей, убитых врагами ярла до начала событий сериала.

Биография

Предыстория

В молодые годы ярл Харальдсон приобретает репутацию отважного и внушающего страх предводителя, который ведет соплеменников в дерзкие налеты на восток. Своими победами он добивается признания и уважения как вождь и хранитель северных традиций.

Однако на пути к славе неизбежно появляются коварные враги, и в случае с Харальдсоном им удается нанести душевные раны, кровоточащие до самой его смерти. Двоих сыновей ярла жестоко умерщвляют неизвестные убийцы. Захороненные в неглубоких могилах, их тела перевернуты на животы, головы отсечены и помещены в районе ягодиц, чтобы продемонстрировать неуважение к отцу. Убитый горем Харальдсон хоронит детей должным образом и берет на память пряди их волос. Произошедшее ожесточает сердце ярла, заставив потерять доверие к людям и всюду выискивать недругов. Он клянется, что если когда-нибудь найдет убийц своих сыновей, то прикончит их самым жестоким способом, какой только можно придумать.

Сезон 1

Как действующий ярл, Харальдсон принимает присягу на верность у подросших сыновей своих вассалов и передает им кольца, символизирующие их клятвы. Бьёрн, 12-летний сын Рагнара, получает такое кольцо из рук ярла во время тинга.

Ярл Харальдсон проводит тинг

Ярл Харальдсон проводит тинг.

Перед традиционным пиршеством Рагнар Лодброк в очередной раз прилюдно спрашивает ярла, куда они пойдут в набег в этом году. Догадываясь, что за этим последует, ярл Харальдсон неохотно отвечает ему и воинам, что они снова нападут на восточные земли и Русь. Рагнар вновь предлагает ярлу попробовать совершить морской рейд на запад, но Харальдсон не желает рисковать ладьями и воинами ради слухов и выдумок о несуществующих сокровищах. Он снова отклоняет предложение своего подданного.

После этого Харальдсон вызывает Лодброка на личный разговор и заявляет, что постоянно поднимая один и тот же вопрос про запад, Рагнар оскорбляет власть ярла. В случае продолжения он грозит дерзкому викингу отобрать его земельный надел. Раздраженный Рагнар уходит, но неудовлетворенный Харальдсон приказывает следить за ним. Понимая, что амбициозная и честолюбивая натура Лодброка не успокоится, он также ищет совета у Провидца.

От своего лазутчика Олафура ярл узнает, что Флоки построил для Рагнара собственный драккар и что уже состоялась тайная встреча будущих участников похода. Но Харальдсон недоверчив, и заметив, что его агент заглядывается на Сигги, решает проверить его на надежность. Подойдя вплотную, он шепчет Олафуру, что тот может переспать с Сигги, если она того пожелает, и вскоре Свейн, помощник ярла, организовывает им «свидание» в постели. Наивный мужчина немедленно раздевается и возлегает с Сигги, которая сначала подыгрывает ему, а затем несколько раз сильно бьет по лицу. Пораженная тем, что Олафур понадеялся переспать с женой самого ярла, Сигги с презрением отталкивает его, затем в спальню заходят Харальдсон и его люди. Ярл говорит, что теперь знает, кому доверять, и передает горе-любовника воинам Свейна, которые расправляются с ним.

После этого Харальдсон посылает своего единокровного брата Кнута Тьёдольфа шпионить за Лодброком и его сподвижниками. Зная об их планах, Харальдсон тем не менее не мешает команде отступников отплыть на запад, втайне лелея мысль, что они не найдут пути к цели и погибнут в море.
Рагнар демонстрирует Харальдсону награбленное в Англии

Рагнар демонстрирует Харальдсону добычу из Нортумбрии.

Но несмотря на все трудности, Рагнар и его люди благополучно высаживаются в Англии, грабят беззащитный христианский монастырь и возвращаются в Каттегат с богатой добычей, рабами и славой первооткрывателей. Харальдсон больше не может отрицать существование другой страны, и, соответственно, новой прибыльной цели для рейдов. Он также понимает, что потерял лицо перед своим народом и в попытке сохранить авторитет конфискует все привезенное из английского монастыря, разрешив каждому участнику набега забрать лишь по одной вещи из награбленного. Удивив других, Рагнар выбирает не золото и серебро, а пленного монаха Этельстана, полагая, что изучив западный язык и культуру, сможет многого добиться в будущем.

Рагнар вновь просит у ярла разрешения отправиться в набег на запад. В этот раз Харальдсон соглашается, но при условии, что викингов будет сопровождать его воин, представитель интересов ярла. У Рагнара нет выбора, и ярл отправляет с ним Кнута, которому дает тайное задание узнать, каким образом Лодброк ориентируется в открытом море.

Харальдсон расспрашивает приплывшего из Англии Рагнара

Харальдсон расспрашивает приплывшего из Англии Рагнара.

Во время второй высадки викинги успешно атакуют англосаксонский городок Наксем, но в ходе налета Кнут оказывается убит Лагертой при попытке изнасиловать местную женщину, а затем и саму Лагерту. Она рассказывает об этом Рагнару, и тот приходит в ярость, поскольку свидетелей произошедшему из числа викингов не было и за смерть поверенного ярла придется нести перед ним ответ. Когда викинги возвращаются в Каттегат с добычей, Харальдсон быстро замечает отсутствие Кнута, но Рагнар берет вину жены на себя. Ярл заковывает его в кандалы в ожидании суда.

Вызвав к себе Ролло, Харальдсон пытается склонить воина на свою сторону, играя на его недовольстве от ощущения «второго после Рагнара». За свидетельство против Рагнара на предстоящем суде ярл обещает ему солидную часть добычи, руку своей прекрасной дочери Тири и отношение, как к родному сыну.

На следующий день происходит публичный суд над Рагнаром Лодброком. Обвиняемый защищается, заявляя, что убил Кнута только потому, что тот пытался изнасиловать его жену и так поступил бы каждый, включая ярла. Лагерта подтверждает историю, но Харальдсон сгущает краски, говоря, что Рагнар, пользуясь своей властью над женой, убедил ее покрывать себя. В гневе воительница признается, что она сама убила Тьёдольфа. Имея два признания и отсутствие свидетелей, судилище заходит в тупик. Тогда Свейн по тайной договоренности вызывает Ролло, «свидетеля» произошедшего. Тот подтверждает факт убийства, но, к удивлению Харальдсона, заявляет, что Рагнар сказал правду и убил Кнута не хладнокровно, а за дело. Таким образом, по обычаям викингов, подсудимого признают невиновным и он выходит из зала свободным.

Харальдсон во время разорения земель Лодброка

Харальдсон присутствует при разорении земель Рагнара Лодброка.

После суда Харальдсон и его люди без предупреждения атакуют и разоряют хозяйство Лодброка, убивая всех на своем пути. Рагнар успевает вернуться с охоты и помочь своей семье бежать, но сам он, тяжело раненый, предстает перед ярлом. Харальдсон требует от него признания, что он преступник, обреченный на поражение. Не давая прямого ответа, Лодброк просит дать возможность помолиться Одину, и отвлекая на это собравшихся, неожиданно сбегает. Добравшись до крутого утеса, он падает в холодную воду, где его подбирают Лагерта, Бьёрн и Этельстан, как раз сидевшие в лодке. Преследовавшие Рагнара люди ярла не могут понять, жив он или мертв, о чем и докладывают своему господину. Тем временем Рагнар, его семья и христианский монах укрываются в доме Флоки и Хельги, которые живут уединенно в дикой местности. Никто не знает, где они, и это уберегает их от немилости вождя.

Сватовство Бьярни

Сватовство Бьярни.

Во время пиршества Харальдсона навещает свейский ярл Бьярни. Он приходит не просто так: ранее, чтобы заручиться его поддержкой и землями, хозяин Каттегата предложил ему руку своей красавицы-дочери Тири. Однако свей далеко не молод и это приводит не предупрежденную о браке Сигги в ярость. Позже Харальдсон объясняет жене, что брак Тири и союз со свеями продиктован растущей необходимостью, однако Сигги винит его в том, что он перестал считаться с ее мнением. Ярл соглашается, сказав, что после смерти сыновей вообще о многом перестал заботиться. Сигги возмущается, говоря, что жизнь не заканчивается на сыновьях и у него осталась она, любящая и преданная жена. В ответ муж рассказывает ей жестокие подробности смерти их сыновей, о которых Сигги никогда не знала (см. «предыстория»). Женщина потрясена. Подводя мрачный итог, Харальдсон говорит, что по сравнению с этим брак дочери с богатым стариком - не так уж и плохо.

На браке Бьярни и Тири к Харальдсону приходит не приглашенный Ролло и при свидетелях говорит о том, что головорезам ярла нет нужды всюду за ним следить, ведь Рагнар и его семья давно убиты. Ярл не верит ему, поскольку Ролло один раз его уже предал (на суде), но Ролло парирует это тем, что всегда говорит правду, а это значит, что ему можно доверять. Он заявляет о своем желании жить обычной жизнью викинга под руководством своего вождя. Ярл позволяет ему это, но просит понять его подозрительность.

На тайной встрече Сигги, успевшая полюбить Ролло, пытается предупредить его об опасности и умоляет бежать прочь из Каттегата. Ролло не дает ей однозначного ответа. Вскоре после этого его схватывают люди ярла. Харальдсон лично пытает Ролло, обезобразив его лицо шрамами, но тот не выдает местоположение Рагнара.

Харальдсон молится Одину

Харальдсон молится Одину.

В конце концов к ярлу приходит Флоки и заявляет о том, что Рагнар Лодброк жив, и, более того, желает с ним сразиться в личном поединке чести. Отказ от поединка будет означать трусость. После некоторых раздумий вождь решает биться с Лодброком, зная, что тот ранен. В ночь перед поединком Харальдсон признается Сигги, что уважает Рагнара больше, чем кого-либо, а позже обращается к Одину с молитвой, но сомневается в его благосклонности.

На следующий день между давними соперниками происходит ожесточенная схватка. С большим трудом Рагнар побеждает Харальдсона, и тот падает навзничь. Склонившись над ним, Рагнар говорит, что Один заберет с собой лишь одного из них, после чего вскрывает ярлу вены. Харальдсон не позволяет припавшей к нему Сигги остановить кровь и умирает, сказав, что встретится с сыновьями в Вальхалле. Подавив свою боль, Сигги первой объявляет победителя новым ярлом Каттегата. Ею руководит страх за собственную жизнь и жизнь дочери, и уже после похорон Ролло обнаруживает их, поспешно собирающими вещи перед побегом. Ему удается убедить их остаться.
Сигги прощается с мужем

Сигги прощается с мужем.

Как великого воина и вождя, ярла Харальдсона хоронят по всем обычаям викингов: в пущенной на воду пылающей ладье с оружием, убранством и добровольно умерщвленной служанкой.

Личность и способности

Харальдсон и Сигги

Харальдсон и Сигги.

Завоевав в походах авторитет вождя, Харальдсон всеми силами старается поддерживать справедливую власть и законы, но страшная смерть сыновей сделала его мрачным, ожесточенным и крайне недоверчивым человеком. Несмотря на депрессивный пессимизм, он остается сильной личностью, не желающей сдавать своих позиций.

Даже понимая правоту Рагнара Лодброка и наблюдая лично его успехи на западе, Харальдсон противостоит ему, из-за чего кажется ограниченным и консервативным, но ярл Каттегата сопротивляется не новому направлению походов, а опасному сопернику. Он боится, что если будет позволять Рагнару своевольничать, то быстро прослывет слабым вождем и с позором потеряет власть. Растущая популярность молодого лидера пугает Харальдсона и заставляет чувствовать свою несостоятельность. Стремясь исправить положение, он прибегает к хитрым и жестоким способам нейтрализовать или устранить Лодброка.

Прилюдно ярл старается не нарушать суровые скандинавские законы и предстает их хранителем и гарантом, но в отсутствие свидетелей безжалостно расправляется с врагами.

Он свято чтит богов, но все чаще ему кажется, что они отвернулись от него.

Ярл Харальдсон очень любит свою жену Сигги, хотя их отношения заметно омрачены потерей сыновей.

Внешний вид

Харальдсон

Крепкого сложения мужчина средних лет. Длинные черные волосы, частично собранные сзади, подернуты сединой, равно как короткие усы и щетина на лице.

Обычно носит дорогие меховые накидки и богатые одежды, как правило, темных оттенков. У ярла тяжелый и недобрый взгляд, который испытывают на себе подозреваемые во лжи, но он кажется необыкновенно печальным в компании любимой жены.

Как и многие знатные викинги, ярл Харальдсон предпочитает использовать в бою меч и щит. Он все еще грозный противник, хотя годы дают о себе знать.

Интересные факты

  • «Харальдсон» по своей структуре является отчеством, и ему, по идее, должно предшествовать личное имя.
  • При обсуждении будущих налетов Харальдсон упоминает Русь. Данный топоним не использовался скандинавами, они называли Русь словом Гардарики («страна городов»).
  • Действия ярла - один из исторических ляпов в сериале. Любой предводитель тут же будет низвергнут и даже лишится жизни, если попытается ограбить своих воинов.