ФЭНДОМ

Я буду играть королем!
— Харальд веселится на пиру, Йоль.

Харальд Прекрасноволосый (или Харальд Хорфагер, др.-сканд. Haraldr hárfagri, норв. Harald I Hårfagre) - конунг Вестфольда (Норвегия) из рода Инглингов, объединивший Норвегию под своей властью и ставший ее первым королем. Основатель династической ветви Хорфагеров.

В сериале - союзник и потенциальный соперник дома Рагнара Лодброка, мечтающий стать конунгом всей Норвегии.

Старший брат Хальвдана Черного.

Биография

Предыстория

Конунг Харальд ухаживает за датской принцессой Эллисиф, но красавица отвергает его чувства. Посчитав себя недостойным своей пассии, Прекрасноволосый решает не брать девушку силой, а подчинить себе всю Норвегию, и, таким образом, добиться ее расположения и согласия на брак. После завоевания власти и женитьбы на Эллисиф Харальд намеревается обрить голову налысо, что имеет для него символическое значение.

Сезон 4

Харальд на пиру в Каттегате

Харальд на пиру в Каттегате.

На праздник Йоль Харальд прибывает в Каттегат, чтобы лично познакомиться со знаменитым Рагнаром Лодброком. Он хочет принять участие в следующем походе на Франкию и сообщает, что в ближайшее время его брат Хальвдан Черный прибудет со своим флотом. Беседуя с Аслауг и молодыми сыновьями Рагнара, Прекрасноволосый вызывает у них симпатию, один лишь Бьёрн не доверяет ему. Пока гости развлекаются, конунг играет с юным Уббе в хнефатафл и продолжает любезничать с Аслауг. Когда разговор заходит о власти, дроттнинг отмечает, что для становления конунгом всех норвежцев Харальду придется убить ее мужа, Рагнара. Появляется Рагнар, и разговор прекращается.

Вскоре Хальвдан прибывает в Каттегат, и братья радостно приветствуют друг друга.

Завидев вечером Флоки и Хельгу на пиру в честь гостей, Харальд и Хальвдан усаживают их за свой стол. Хальвдан спрашивает судостроителя, почему он, столько сделавший для славы конунга Рагнара, теперь находится в опале. Флоки отвечает, что все оттого, что он убил «христианскую шавку» Рагнара (Этельстана). Хельга пытается одернуть мужа, но тот поднимает свой рог и произносит скёль (тост за дружбу). Аслауг довольно наблюдает за происходящим со стороны, словно что-то задумывая. 

В назначенный час Рагнар и его союзники, среди которых Харальд и Хальвдан, отплывают во Франкию.

Высадившись с остальными для привала, Харальд и его брат организуют засаду на франкских разведчиков и берут их в плен. Они привязывают их к местным сигнальным вышкам и сжигают заживо, издеваясь и вознося хвалу богам.

Когда викинги двигаются вверх по реке в сторону Парижа, франкские солдаты во главе с Ролло обстреливают драккары из прибрежных фортов. Когда франки натягивают между двумя фортами защитную цепь, корабль Харальда опрокидывается и тонет. Конунг и его брат спасаются на судне Рагнара, продолжая защищаться от атаки.

После предпринятого Рагнаром волока скандинавских судов в обход франкских укреплений Харальд, Хальвдан и их люди совершают налет на небольшой франкский хутор. Обнаружив внутри спрятавшуюся семью, они насилуют двух молодых дочерей, а затем зверски убивают всех, предав дом огню.

Харальд и другие викинги принимают непосредственное участие в решающем столкновении с франкскими войсками на реке Сене. Харальд бьется плечом к плечу со своим братом, и приходит в боевое исступление, когда Хальвдана ранит вражеский арбалетчик. В последний раз Прекрасноволосого видят отступающим с флотом викингов после сокрушительного поражения в той битве.

Много лет спустя Харальд и Хальвдан, расправившиеся со своими внутренними врагами, присоединяются к большому походу Бьёрна, целью которого становится величайший город Европы - Рим.

Проплывая мимо владений Ролло, Бьёрн, Харальд, Хальвдан и Флоки вступают с ним в переговоры, но попадают в плен. Впрочем, истосковавшийся по походам герцог предлагает им освобождение взамен на участие в их походе. Бьёрн соглашается, и вскоре предводители северян продолжают свое плавание.

Пока они находятся в море, Харальд делится с Хальвданом желанием сместить представителей дома Лодброков как одно из препятствий на пути к установлению его власти над всей Норвегией.

По прошествии определенного времени викинги достигают берегов арабской Испании и грабят один из портовых городов. Конунг и его брат, разумеется, принимают в этом активное участие.

В дальнейшем Бьёрн, почувствовав смерть Рагнара Лодброка, разворачивает флот викингов на родину. Прекрасноволосый и его брат следуют за ним.

По возвращении в Каттегат Харальд и Хальвдан при поддержке Эгиля Бастарда вынашивают планы свержения правящего дома Лодброков. Харальд обещает Эгилю титул ярла в случае успеха.

Становится ясно, что жизнь Рагнара Лодброка оборвалась на чужбине. Харальд и Хальвдан вместе с остальными вождями викингов присоединяются к карательному походу Великой датской армии на Англию. Незадолго до отплытия Харальд встречает в Каттегате свою давнюю пассию, датскую принцессу Эллисиф, и узнает, что она не дождалась его возвышения и вышла замуж за некоего ярла Вика. Хорфагера приводит в бешенство этот факт, он не понимает, как женщина могла выбрать не его, конунга, а какого-то жалкого ярла. На расспросы красавица лишь искренне извиняется и осторожно отстраняется, боясь задеть его чувства. Взяв у брата тайно протянутый кинжал, Харальд чуть не убивает девушку, и ей едва удается вырваться, моля о пощаде. Хальвдан относится к слабости Харальда скептически, выражает неуважение к ветреной женской натуре и намекает брату на то, что важны не титулы, а любовь между людьми.

Пока Харальд находится в Англии, Эгиль Бастард по его тайному приказу пытается захватить власть в Каттегате, но терпит поражение от воинов Лагерты. Подвергнутый пыткам, он выдает Лагерте имя своего покровителя.

После первых битв в Англии Харальд, Эллисиф и Вик встречаются вновь. Харальд желает отомстить за разбитую любовь, и, подойдя к молодым супругам, внезапно всаживает топор в череп ярлу. Он уходит, оставив убитую горем Эллисиф и напуганных воинов Вика, не посмевших остановить конунга. Вскоре после этого Эллисиф предлагает Харальду уединиться в его палатке, неожиданно признается ему в любви и страстно целует. Взволнованный Харальд не может оторваться от губ женщины. Но у молодой вдовы оказываются совершенно другие намерения, и она выхватывает нож, чтобы заколоть Хорфагера. Жизнь конунгу спасает верный брат, не поверивший девушке и потому тайно присматривавший за ними. Хальвдан убивает Эллисиф мечом, и, насмешливо заявив, что разбирается в женщинах лучше, оставляет потрясенного Харальда.

Личность и способности

Конунг Харальд Хорфагер портрет

Харальд запоминается как открытый и жизнерадостный человек, харизматичный лидер. Однако темные стороны Хорфагера - жестокость, расчетливость и невероятное честолюбие, перетекающее в тщеславие, делают его крайне опасным противником. Ради власти над всей Скандинавией Харальд готов пойти на все. Если конунг не уверен в своих силах, то он действует тайно, используя людей, способных подорвать позиции его конкурентов. Он часто хвастается своими амбициозными планами, несмотря на то, что это может вызвать конфликт с могущественным домом Рагнара Лодброка.

Временами Харальд импульсивен, и, если не может достичь желаемого, позволяет себе как резкие высказывания, так и необдуманные действия.

Харальд доминирует в отношениях с братом Хальвданом, хотя оба привязаны друг к другу и очень хорошо ладят.

Харальд, как и большинство викингов, является приверженцем скандинавского языческого культа. Крайняя ненависть конунга к иноверцам побуждает его совершать зверские поступки во время налетов, в том числе изнасилования, пытки и казни.

В бою Харальд храбро сражается наравне со своими людьми. Обычно использует меч (реже топор) в комбинации с щитом.

Внешний вид

Harald finehair

У Прекрасноволосого яркая и запоминающаяся внешность. Это голубоглазый шатен среднего роста и обычной комплекции. Носит длинные темно-русые волосы, которые любит расчесывать и заплетать в аккуратную косу, за что и получил свое прозвище. Шею и верхнюю часть лица Харальда (кроме носа и середины лба) покрывают симметричные узоры татуировок. Нижнюю часть лица скрывают усы и борода средней длины.

Обаятельное лицо Харальда часто осеняет добродушная улыбка, однако не стоит обманываться внешней теплотой вождя, ибо в следующую минуту она может перейти в опасную агрессию.

Конунг облачается в одежды из крашеной дорогой ткани, предпочитая красные, бордовые и темные тона. Харальду нравятся золотые кольца, ожерелья, фибулы, меховые плащи и прочие атрибуты богатых нарядов скандинавской знати.

На поле боя Харальд носит клепаные кожаные доспехи.

Цитаты

My mother told me,
Someday I would buy
Galley with good oars,
Sail to distant shores.
Stand up high in the prow,
Noble barque I steer
Steady course for the haven,
Hew many foe-men!
Hew many foe-men!
— Победная песенка Харальда и Хальвдана, англоязычный оригинал.

Интересные факты

  • Харальд Прекрасноволосый был сыном Хальвдана Черного (др.-сканд. Hálfdan svarti), который, как и Рагнар Лодброк, был представителем рода Инглингов. В сериале же имя Хальвдана Черного носит его младший брат.
  • Харальд был последним конунгом небольшого королевства Вестфольд на юге Норвегии. После объединения им страны Вестфольд стал одной из провинций.
  • В разгаре йольского пира Харальд играет с детьми Рагнара в хнефатафл, и маленький Уббе выигрывает партию. Хнефатафл - одна из старейших настольных игр, она возникла в Скандинавии и распространилась с плаваниями викингов в ряд других стран, но была забыта с появлением шахмат (X-XI вв.).
  • Носы вестфольдских драккаров Харальда украшены не резными драконами, а оленьими черепами.
  • Воины Харальда носят желтые щиты с гербами дома Хорфагеров.
  • Женщина, чьей руки добивался Харальд - Гида, дочь конунга Эрика из Хордаланда, что в Норвегии. В сериале пассия конунга носит имя Эллисиф.
  • Харальд был отцом норвежского конунга Хакона Доброго ​​и Эйрика Кровавой Секиры, конунга Норвегии и Нортумбрии.
  • Участвуя в походах, братья Харальд и Хальвдан напевают популярную среди поклонников песенку «My mother told me». Она явно была навеяна одной из вис великого исландского скальда Эгиля Скаллагримссона, чей текст можно найти здесь. Интересно отметить, что Скаллагримссон, герой «саги об Эгиле», храбро противостоял Харальду Прекрасноволосому и его сыну Эйрику.
  • Согласно сагам, до объединения Норвегии Харальд поклялся не расчёсывать волосы, за что был прозван Косматым. После знаковой победы при Хаврсфьорде он сменил эпитет на «Прекрасноволосый». В сериале это обыгрывается иначе: Харальд уже носит прозвище «Прекрасноволосый», но обещает обрить голову после объединения Норвегии и свадьбы с Эллисиф.