ФЭНДОМ

Похоже, я разбираюсь в женщинах лучше, чем ты, брат.
— Хальвдан - Харальду после убийства Эллисиф, Накануне.

Хальвдан Чёрный (др.-сканд. Hálfdan svarti) - младший брат и преданный соратник вестфольдского конунга Харальда Прекрасноволосого.

Принимает активное участие во втором походе Рагнара Лодрока на Париж и в войнах, которые ведет его брат за власть в Скандинавии.

Присоединяется к вторжению Великой датской армии в Англию, а затем к плаванию Бьёрна Железнобокого в Средиземное море, во время которого переосмысливает свой жизненный путь и отдаляется от Харальда.

Хальвдан погибает от рук своего брата, когда во второй раз выступает против него на стороне Каттегата.

Биография Править

Сезон 4 Править

Хальвдан прибывает в Каттегат позже Харальда, приведя с собой двадцать драккаров с шестьюстами воинами на борту. Братья радостно приветствуют друг друга.

Сосредоточенно швыряющий ножи в щит Рагнар Лодброк почти не обращает внимания на Хальвдана, когда Харальд знакомит их. Однако вождя Каттегата несколько раздражает фраза Хальвдана о готовности убивать христиан.

Завидев вечером Флоки и Хельгу на пиру в честь гостей, Харальд и Хальвдан усаживают их за свой стол. Хальвдан спрашивает судостроителя, почему он, столько сделавший для славы конунга Рагнара, теперь находится в опале. Флоки отвечает, что все оттого, что он убил «христианскую шавку» Рагнара (Этельстана). Хельга пытается одернуть мужа, но тот поднимает свой рог с элем и произносит скёль - тост за дружбу. Аслауг довольно наблюдает за их разговором со стороны, словно что-то задумывая.

В назначенный час Рагнар и его союзники, среди которых Харальд и Хальвдан, отплывают во Франкию.

Оказавшись на месте, Харальд и Хальвдан организуют засаду на франкских разведчиков и берут их в плен. Они привязывают их к местным сигнальным вышкам и сжигают заживо, издеваясь и вознося хвалу богам. В частности, Хальвдан по наущению Харальда мочится на костер, пытаясь «затушить» его.

Когда викинги двигаются вверх по реке в сторону Парижа, франкские солдаты во главе с Ролло обстреливают драккары из прибрежных фортов. Когда франки натягивают между двумя башнями защитную цепь, корабль Харальда опрокидывается и тонет. Конунг и его брат спасаются на судне Рагнара, продолжая защищаться от атаки.

Во время предпринятого Рагнаром волока скандинавских судов в обход франкских укреплений Харальд, Хальвдан и их люди совершают налет на дом франкского земледельца. Обнаружив внутри спрятавшуюся семью, норманны насилуют двух молодых дочерей, а затем зверски убивают всех, кроме отца, которого ослепляют. Распевая песни, они уходят, уведя скот и предав хозяйство огню.

Харальд, Хальвдан и другие викинги принимают непосредственное участие в решающем столкновении с франкскими войсками на реке Сене. Харальд бьется плечом к плечу со своим братом, и приходит в боевое исступление, когда Хальвдана ранит вражеский арбалетчик. В последний раз братьев видят отступающими с флотом викингов после сокрушительного поражения в той битве.

Много лет спустя Харальд и Хальвдан, расправившиеся со своими внутренними врагами, присоединяются к большому походу Бьёрна, целью которого становится величайший город Европы - Рим.

Проплывая мимо владений Ролло, Бьёрн, Харальд, Хальвдан и Флоки вступают с ним в переговоры, но попадают в плен. Впрочем, истосковавшийся по походам герцог предлагает им освобождение взамен на участие в их походе. Бьёрн соглашается, и вскоре предводители северян продолжают свое плавание.

Пока они находятся в море, Харальд делится с Хальвданом желанием сместить представителей дома Лодброков как одно из препятствий на пути к установлению его власти над всей Норвегией.

По прошествии определенного времени викинги достигают берегов арабской Испании и грабят один из портовых городов. Хальвдан и его брат, разумеется, принимают в этом активное участие.

В дальнейшем Бьёрн, почувствовав смерть Рагнара Лодброка, разворачивает флот викингов на родину.

По возвращении в Каттегат Харальд и Хальвдан при поддержке Эгиля Бастарда вынашивают планы свержения правящего дома Лодброков. Харальд обещает Эгилю титул ярла в случае успеха.

Становится ясно, что жизнь Рагнара Лодброка оборвалась на чужбине. Харальд и Хальвдан вместе с остальными вождями викингов присоединяются к карательному походу Великой языческой армии на Англию. Незадолго до отплытия Харальд встречает свою давнюю пассию, датскую принцессу Эллисиф, и узнает, что она не дождалась его возвышения и вышла замуж за некоего ярла Вика. Хорфагера приводит в бешенство этот факт, он не понимает, как женщина могла выбрать не его, конунга, а какого-то жалкого ярла. На расспросы красавица лишь искренне извиняется и осторожно отстраняется, боясь задеть его чувства. Хальвдан относится к слабости Харальда скептически, выражает неуважение к ветреной женской натуре и намекает брату на то, что важны не титулы, а любовь между людьми.

Пока Харальд находится в Англии, Эгиль Бастард по его тайному приказу пытается захватить власть в Каттегате, но терпит поражение от воинов Лагерты. Подвергнутый пыткам, он выдает Лагерте имя своего покровителя.

После первых битв в Англии Харальд, Эллисиф и Вик встречаются вновь. Харальд желает отомстить за разбитую любовь, и, подойдя к молодым супругам, внезапно всаживает топор в череп ярлу. Он уходит, оставив убитую горем Эллисиф и напуганных воинов Вика, не посмевших остановить конунга. Вскоре после этого Эллисиф предлагает Харальду уединиться в его палатке, неожиданно признается ему в любви и страстно целует. Взволнованный Харальд не может оторваться от губ женщины. Но у молодой вдовы оказываются совершенно другие намерения, и она выхватывает нож, чтобы заколоть Хорфагера. Жизнь конунгу спасает верный брат, тайком следивший за ними. Хальвдан убивает Эллисиф мечом, и, насмешливо заявив, что разбирается в женщинах лучше, оставляет потрясенного брата.

Во время обсуждения дальнейших действий во дворе захваченного замка Эгберта Хальвдан выражает желание присоединиться к повторному плаванию Бьёрна в Средиземное море.

Сезон 5 Править

Хальвдан тверд в своих намерениях плыть вместе с Бьёрном Железнобоким в Средиземное море. Харальд не понимает решения брата и прилюдно возмущается им. Хальвдан объясняет свой поступок отсутствием властных амбиций и считает, что ему лучше странствовать, при этом пообещав, что продолжит прикрывать брату спину, где бы он сам ни находился. Братья расстаются.

К их плаванию присоединяется путешественник Синрик, и вместе они приближаются к незнакомым южным землям. Синрик предлагает Бьёрну отправить на родину большую часть флота, и, переодевшись торговцами, высадиться на острове, который называют Сицилией. Вождь поначалу возмущен таким ходом событий, но затем, увлеченный приключением, соглашается. Вместе с Бьёрном и Синриком Хальвдан высаживается на сицилийском берегу и направляется в крепость, служащую резиденцией правителя. 

После несколько напряженного знакомства Бьёрна с наместником Сицилии Евфимием последний приглашает северных гостей к пиршественному столу. Там он рассказывает о скандинавских воинах, пришедших из русских земель и служащих в личной охране его бывшего господина, византийского императора Михаила. Евфимий делает Бьёрну и Хальвдану аналогичное предложение - служить ему телохранителями за большие деньги. Северяне соглашаются. Затем на пиру поет незнакомая женщина в богатых одеяниях. Заинтересованный Хальвдан спрашивает о ее происхождении, и Евфимий рассказывает, что это Кассия - похищенная им настоятельница монастыря, из-за которой он испортил отношения с императором.  

Днем Бьёрн и Хальвдан замечают Кассию, занятую тайными переговорами с неизвестным, прячущим свое лицо. Синрик, частично присутствовавший при диалоге, считает, что замаскированная личность может быть агентом как византийского императора, так и Зиядет-Аллаха - хозяина Евфимия. Кассия прощается с человеком, тепло обняв его. 

Когда Бьёрн требует у Евфимия аудиенции Зиядет-Аллаха и Кассия поддерживает его, полководец, угождая женщине, везет их в лагерь эмира в Ифрикии. Зиядет-Аллах принимает гостей с распростертыми объятьями и при посредничестве Синрика заключает с северянами торговые договоры. Ночью эмир присылает обоим по наложнице для плотских утех, а на следующее утро Хальвдан рассказывает Бьёрну об испытанном смущении, поскольку его девушка оказалась транссексуалом.

Меж тем Евфимий стараниями Кассии вызывает гнев Зиядет-Аллаха, оказывается в заключении и погибает при попытке побега. Его мясо готовят и подают к столу, за которым среди прочих сидят Бьёрн, Хальвдан и Синрик.

Затем при пособничестве коварной женщины немилость Зиядет-Аллаха переходит на телохранителей полководца. Бьёрн, Хальвдан и Синрик спасаются от казни лишь по счастливой случайности: песчаная буря накрывает арабский лагерь и в сложившейся суматохе пленникам удается бежать.

Добравшись до своих кораблей, Бьёрн и Хальвдан плывут обратно в Каттегат, где назревает междоусобная война между Лагертой и Харальдом Прекрасноволосым. В честь возвращения путешественников Лагерта устраивает празднество. Когда речь заходит о междоусобице, Хальвдан решает поддержать Бьёрна и Каттегат, а не своего брата, о чем и заявляет.

Незадолго до полнолуния Лагерта созывает военный совет для обсуждения грядущей обороны Каттегата. На нем кроме Хальвдана присутствуют Бьёрн, Уббе, Сваси, Торви и Гутрум. Поскольку войска врагов ведет Ивар, собравшиеся приходят к выводу, что можно ожидать чего угодно. Тем не менее, Лагерта согласна с Бьёрном, который считает, что Харальд и Бескостный нападут с суши.

Перед встречей с противником Хальвдан обменивается дружескими репликами с Бьёрном. Силы Каттегата встречаются с прибывшим из Вестфольда войском Харальда. Стороны обмениваются заложниками, которыми становятся Хвитсерк и Хальвдан. Харальд пытается уговорить брата сменить сторону и прислушаться к зову крови, то же самое делает Уббе по отношению к Хвитсерку. Однако эти попытки терпят крах: восставшие братья тверды в своих намерениях. Хальвдан остается верен Бьёрну за то, что тот показал ему мир и спас жизнь.

Далее начинаются переговоры, в ходе которых Бьёрн, Лагерта и Уббе пытаются свести дело к миру. Харальд не внимает их речам и говорит Хальвдану, что именно победа над Каттегатом подарит им весь мир. Финальное слово за Иваром, но тот срывает переговоры, и стороны начинают готовиться к столкновению.

В разгар последовавшей затем битвы Харальд замечает Хальвдана и кричит, не жалеет ли он о своем решении. Хальвдан говорит брату, что его войска пока не победили, так что жалеть не о чем. Битва заканчивается победой Каттегата. Харальд Прекрасноволосый и остатки его армии поспешно отступают.

Но проигравший конунг не оставляет своих планов по завоеванию Каттегата. Вместе с Лагертой, Уббе, Торви, Бьёрном, Сваси и Снефрид Хальвдан принимает участие в заключительном военном совете. В связи с усилением армии противника франкским войсками предложение Лагерты по оставлению части войск для защиты Каттегата не принимается и лидеры решают вывести на поле боя все силы, которыми располагает государство и его союзники.

Противники встают лагерями недалеко друг от друга. Утром Хальвдан и группа его воинов, находясь в своем лагере, заводят песнь. Харальд, который слышит знакомые слова, отвечает брату, также начав петь. Их голоса разносятся над покрытой туманом равниной, где вскоре появятся противостоящие армии.

Затем Вестфольд сталкивается с Каттегатом в крупнейшем в истории междоусобном сражении. Отважно бьющемуся Хальвдану предстает видение бесконечных песков юга. А в конце этой жестокой и кровопролитной битвы Хальвдан случайно встречает Харальда и останавливается перед ним. Сказав, что не хотел убивать брата, Харальд наносит ему смертельное ранение в шею. Поцеловав свой топор, умирающий падает на колени. Обхватив его лицо рукой, Харальд говорит, что они встретятся в Вальхалле, после чего Хальвдан безжизненно падает на землю. До самого конца он видит пески Сахары.

Некоторое время конунг Харальд проводит возле тела убитого брата, скорбя по нему, а затем возвращается в битву, которая заканчивается победой Вестфольда.

Личность и способности Править

Хальвдан показан чрезвычайно жестоким человеком, который получает удовольствие, мучая и убивая своих врагов. При этом он является скорее исполнителем, чем инициатором, уступая последнее брату Харальду. Братья очень привязаны друг к другу и практически неразлучны.

Цитаты Править

My mother told me,
Someday I would buy
Galley with good oars,
Sail to distant shores.
Stand up high in the prow,
Noble barque I steer
Steady course for the haven,
Hew many foe-men!
Hew many foe-men!
— Победная песенка Харальда и Хальвдана, англоязычный оригинал.

Интересные факты Править

  • Согласно средневековым источникам, Хальвдан Чёрный (др.-сканд. Hálfdan svarti) являлся отцом Харальда Прекрасноволосого. В сериале же он показан его младшим братом.
  • Исторический Хальвдан Чёрный получил свое прозвище из-за цвета волос. В сериале Хальвдан светловолос, а происхождение его прозвища не уточняется.
  • Актеры Петер Францен (Харальд) и Яспер Пяаккёнен (Хальвдан) сыграли братьев не только в «Викингах», но и в финских драмах «Плохие парни» (2003) и «Сердце льва» (2013).