ФЭНДОМ

Похоже, я разбираюсь в женщинах лучше, чем ты, брат.
— Хальвдан - Харальду после убийства Эллисиф, Накануне.

Хальвдан Чёрный (др.-сканд. Hálfdan svarti) - младший брат и преданный соратник вестфольдского конунга Харальда Прекрасноволосого.

Принимает активное участие во втором походе Рагнара Лодрока на Париж и в войнах, которые ведет его брат за власть в Скандинавии.

Присоединяется к вторжению Великой датской армии в Англию, а затем к плаванию Бьёрна Железнобокого в Средиземное море, во время которого переосмысливает свой жизненный путь и отдаляется от Харальда.

Хальвдан погибает от рук своего брата, когда во второй раз выступает против него на стороне Каттегата.

Биография

Сезон 4

Хальвдан прибывает в Каттегат позже Харальда, приведя с собой двадцать драккаров с шестьюстами воинами на борту. Братья радостно приветствуют друг друга.

Сосредоточенно швыряющий ножи в щит Рагнар Лодброк почти не обращает внимания на Хальвдана, когда Харальд знакомит их. Однако вождя Каттегата несколько раздражает фраза Хальвдана о готовности убивать христиан.

Завидев вечером Флоки и Хельгу на пиру в честь гостей, Харальд и Хальвдан усаживают их за свой стол. Хальвдан спрашивает судостроителя, почему он, столько сделавший для славы конунга Рагнара, теперь находится в опале. Флоки отвечает, что все оттого, что он убил «христианскую шавку» Рагнара (Этельстана). Хельга пытается одернуть мужа, но тот поднимает свой рог с элем и произносит скёль - тост за дружбу. Аслауг довольно наблюдает за их разговором со стороны, словно что-то задумывая.

В назначенный час Рагнар и его союзники, среди которых Харальд и Хальвдан, отплывают во Франкию.

Оказавшись на месте, Харальд и Хальвдан организуют засаду на франкских разведчиков и берут их в плен. Они привязывают их к местным сигнальным вышкам и сжигают заживо, издеваясь и вознося хвалу богам. В частности, Хальвдан по наущению Харальда мочится на костер, пытаясь «затушить» его.

Когда викинги двигаются вверх по реке в сторону Парижа, франкские солдаты во главе с Ролло обстреливают драккары из прибрежных фортов. Когда франки натягивают между двумя башнями защитную цепь, корабль Харальда опрокидывается и тонет. Конунг и его брат спасаются на судне Рагнара, продолжая защищаться от атаки.

Хальвдан выражает восхищение планом Рагнара Лодброка

Хальвдан выражает восхищение планом Рагнара Лодброка.

После предпринятого Рагнаром волока скандинавских судов в обход франкских укреплений Харальд, Хальвдан и их люди совершают налет на небольшой франкский хутор. Обнаружив внутри спрятавшуюся семью, они насилуют двух молодых дочерей, а затем зверски убивают всех, кроме ослепленного отца. Распевая песни, они уходят, уведя скот и предав хозяйство огню.

Харальд, Хальвдан и другие викинги принимают непосредственное участие в решающем столкновении с франкскими войсками на реке Сене. Харальд бьется плечом к плечу со своим братом, и приходит в боевое исступление, когда Хальвдана ранит вражеский арбалетчик. В последний раз братьев видят отступающими с флотом викингов после сокрушительного поражения в той битве.

Много лет спустя Харальд и Хальвдан, расправившиеся со своими внутренними врагами, присоединяются к большому походу Бьёрна, целью которого становится величайший город Европы - Рим.

Проплывая мимо владений Ролло, Бьёрн, Харальд, Хальвдан и Флоки вступают с ним в переговоры, но попадают в плен. Впрочем, истосковавшийся по походам герцог предлагает им освобождение взамен на участие в их походе. Бьёрн соглашается, и вскоре предводители северян продолжают свое плавание.

Пока они находятся в море, Харальд делится с Хальвданом желанием сместить представителей дома Лодброков как одно из препятствий на пути к установлению его власти над всей Норвегией.

По прошествии определенного времени викинги достигают берегов арабской Испании и грабят один из портовых городов. Хальвдан и его брат, разумеется, принимают в этом активное участие.

В дальнейшем Бьёрн, почувствовав смерть Рагнара Лодброка, разворачивает флот викингов на родину.

По возвращении в Каттегат Харальд и Хальвдан при поддержке Эгиля Бастарда вынашивают планы свержения правящего дома Лодброков. Харальд обещает Эгилю титул ярла в случае успеха.

Становится ясно, что жизнь Рагнара Лодброка оборвалась на чужбине. Харальд и Хальвдан вместе с остальными вождями викингов присоединяются к карательному походу Великой языческой армии на Англию. Незадолго до отплытия Харальд встречает свою давнюю пассию, датскую принцессу Эллисиф, и узнает, что она не дождалась его возвышения и вышла замуж за некоего ярла Вика. Хорфагера приводит в бешенство этот факт, он не понимает, как женщина могла выбрать не его, конунга, а какого-то жалкого ярла. На расспросы красавица лишь искренне извиняется и осторожно отстраняется, боясь задеть его чувства. Хальвдан относится к слабости Харальда скептически, выражает неуважение к ветреной женской натуре и намекает брату на то, что важны не титулы, а любовь между людьми.

Пока Харальд находится в Англии, Эгиль Бастард по его тайному приказу пытается захватить власть в Каттегате, но терпит поражение от воинов Лагерты. Подвергнутый пыткам, он выдает Лагерте имя своего покровителя.

После первых битв в Англии Харальд, Эллисиф и Вик встречаются вновь. Харальд желает отомстить за разбитую любовь, и, подойдя к молодым супругам, внезапно всаживает топор в череп ярлу. Он уходит, оставив убитую горем Эллисиф и напуганных воинов Вика, не посмевших остановить конунга. Вскоре после этого Эллисиф предлагает Харальду уединиться в его палатке, неожиданно признается ему в любви и страстно целует. Взволнованный Харальд не может оторваться от губ женщины. Но у молодой вдовы оказываются совершенно другие намерения, и она выхватывает нож, чтобы заколоть Хорфагера. Жизнь конунгу спасает верный брат, тайком следивший за ними. Хальвдан убивает Эллисиф мечом, и, насмешливо заявив, что разбирается в женщинах лучше, оставляет потрясенного брата.

Во время обсуждения дальнейших действий во дворе захваченного замка Эгберта Хальвдан выражает желание присоединиться к повторному плаванию Бьёрна в Средиземное море.

Сезон 5

Хальвдан тверд в своих намерениях плыть вместе с Бьёрном Железнобоким в Средиземное море. Харальд не понимает решения брата и прилюдно возмущается им. Хальвдан объясняет свой поступок отсутствием властных амбиций и считает, что ему лучше странствовать, при этом пообещав, что продолжит прикрывать брату спину, где бы он сам ни находился. Братья расстаются.

К их плаванию присоединяется путешественник Синрик, и вместе они приближаются к незнакомым южным землям. Синрик предлагает Бьёрну и его людям оставить большую часть флота, и, переодевшись торговцами, высадиться на острове, который называют Сицилией. Вождь поначалу возмущен таким ходом событий, но затем соглашается с необходимостью провести своеобразную разведку. Вместе с Бьёрном и Синриком Хальвдан высаживается на сицилийском берегу и направляется в крепость, служащую резиденцией правителя. 

После несколько напряженного знакомства Бьёрна с наместником Сицилии Евфимием последний приглашает северных гостей к пиршественному столу. Там он рассказывает о скандинавских воинах, пришедших из русских земель и служащих в личной охране его бывшего господина, византийского императора Михаила. Евфимий делает Бьёрну и Хальвдану аналогичное предложение - служить ему телохранителями за большие деньги. Северяне соглашаются. Затем на пиру поет незнакомая женщина в богатых одеяниях. Заинтересованный Хальвдан спрашивает о ее происхождении, и Евфимий рассказывает, что это Кассия - похищенная им настоятельница монастыря, из-за которой он испортил отношения с императором.  

Днем Бьёрн и Хальвдан замечают Кассию, занятую тайными переговорами с неизвестным, прячущим свое лицо. Синрик, частично присутствовавший при диалоге, считает, что замаскированная личность может быть агентом как византийского императора, так и Зиядет-Аллаха - хозяина Евфимия. Кассия прощается с человеком, тепло обняв его. 

Когда Бьёрн требует у Евфимия аудиенции Зиядет-Аллаха и Кассия поддерживает его, полководец, угождая женщине, везет их в лагерь эмира в Ифрикии. Зиядет-Аллах принимает гостей с распростертыми объятьями и при посредничестве Синрика заключает с северянами торговые договоры. Ночью эмир присылает обоим по наложнице для плотских утех, а на следующее утро Хальвдан рассказывает Бьёрну об испытанном смущении, поскольку его девушка оказалась транссексуалом.

Меж тем Евфимий стараниями Кассии вызывает гнев Зиядет-Аллаха, оказывается в заключении и погибает при попытке побега. Его мясо готовят и подают к столу, за которым среди прочих сидят Бьёрн, Хальвдан и Синрик.

Затем при пособничестве коварной женщины немилость Зиядет-Аллаха переходит на телохранителей полководца. Бьёрн, Хальвдан и Синрик спасаются от казни лишь по счастливой случайности: песчаная буря накрывает арабский лагерь и в сложившейся суматохе пленникам удается бежать.

Добравшись до своих кораблей, Бьёрн и Хальвдан плывут обратно в Каттегат, где назревает междоусобная война между Лагертой и Харальдом Прекрасноволосым. В честь возвращения путешественников Лагерта устраивает празднество. Когда речь заходит о междоусобице, Хальвдан решает поддержать Бьёрна и Каттегат, а не своего брата, о чем и заявляет.

Незадолго до полнолуния Лагерта созывает военный совет для обсуждения грядущей обороны Каттегата. На нем кроме Хальвдана присутствуют Бьёрн, Уббе, Сваси, Торви и Гутрум. Поскольку войска врагов ведет Ивар, собравшиеся приходят к выводу, что можно ожидать чего угодно. Тем не менее, Лагерта согласна с Бьёрном, который считает, что Харальд и Бескостный нападут с суши.

Перед встречей с противником Хальвдан обменивается дружескими репликами с Бьёрном. Силы Каттегата встречаются с прибывшим из Вестфольда войском Харальда. Стороны обмениваются заложниками, которыми становятся Хвитсерк и Хальвдан. Харальд пытается уговорить брата сменить сторону и прислушаться к зову крови, то же самое делает Уббе по отношению к Хвитсерку. Однако эти попытки терпят крах: восставшие братья тверды в своих намерениях. Хальвдан остается верен Бьёрну за то, что тот показал ему мир и спас жизнь.

Далее начинаются переговоры, в ходе которых Бьёрн, Лагерта и Уббе пытаются свести дело к миру. Харальд не внимает их речам и говорит Хальвдану, что именно победа над Каттегатом подарит им весь мир. Финальное слово за Иваром, но тот срывает переговоры, и стороны начинают готовиться к столкновению.

В разгар последовавшей затем битвы Харальд замечает Хальвдана и кричит, не жалеет ли он о своем решении. Хальвдан говорит брату, что его войска пока не победили, так что жалеть не о чем. Битва заканчивается победой Каттегата. Харальд Прекрасноволосый и остатки его армии поспешно отступают.

Но проигравший конунг не оставляет своих планов по завоеванию Каттегата. Вместе с Лагертой, Уббе, Торви, Бьёрном, Сваси и Снефрид Хальвдан принимает участие в заключительном военном совете. В связи с усилением армии противника франкским войсками предложение Лагерты по оставлению части войск для защиты Каттегата не принимается и лидеры решают вывести на поле боя все силы, которыми располагает государство и его союзники.

Противники встают лагерями недалеко друг от друга. Утром Харальд и группа его воинов, находясь в своем лагере, заводят песнь. Хальвдан, который слышит знакомые слова, отвечает брату, также начав петь. Их голоса разносятся над покрытой туманом равниной, где вскоре появятся противостоящие армии.

Затем Вестфольд сталкивается с Каттегатом в крупнейшем в истории междоусобном сражении. Отважно бьющемуся Хальвдану предстает видение бесконечных песков юга. А в конце этой жестокой и кровопролитной битвы Хальвдан случайно встречает Харальда и останавливается перед ним. Сказав, что не хотел убивать брата, Харальд наносит ему смертельное ранение в шею. Поцеловав свой топор, умирающий падает на колени. Обхватив его лицо рукой, Харальд говорит, что они встретятся в Вальхалле, после чего Хальвдан безжизненно падает на землю. До самого конца он видит пески Сахары.

Некоторое время конунг Харальд проводит возле тела убитого брата, скорбя по нему, а затем возвращается в битву, которая заканчивается победой Вестфольда.

Личность и способности

Хальвдан показан чрезвычайно жестоким человеком, который получает удовольствие, мучая и убивая своих врагов. При этом он является скорее исполнителем, чем инициатором, уступая последнее брату Харальду. Братья очень привязаны друг к другу и практически неразлучны.

Цитаты

My mother told me,
Someday I would buy
Galley with good oars,
Sail to distant shores.
Stand up high in the prow,
Noble barque I steer
Steady course for the haven,
Hew many foe-men!
Hew many foe-men!
— Победная песенка Харальда и Хальвдана, англоязычный оригинал.

Интересные факты

  • Согласно средневековым источникам, Хальвдан Чёрный (др.-сканд. Hálfdan svarti) являлся отцом Харальда Прекрасноволосого. В сериале же он показан его младшим братом.
  • Исторический Хальвдан Чёрный получил свое прозвище из-за цвета волос. В сериале Хальвдан светловолос, а происхождение его прозвища не уточняется.
  • Актеры Петер Францен (Харальд) и Яспер Пяаккёнен (Хальвдан) сыграли братьев не только в «Викингах», но и в финских драмах «Плохие парни» (2003) и «Сердце льва» (2013).