ФЭНДОМ

У́ббе (также известен как У́бба, Ху́бба и У́бби, др.-сканд. Ubbi) - полулегендарный конунг данов, один из предводителей Великой датской армии, длительное время опустошавшей Англию.

В сериале - первенец Рагнара Лодброка и Аслауг, брат Хвитсерка, Сигурда Змееглазого и Ивара Бескостного. Единокровный брат Бьёрна Железнобокого.

Вместе с остальными братьями состоит в отношениях с рабыней Маргрет. В дальнейшем Уббе освобождает девушку и женится на ней.

Участник вторжения в Англию Великой датской армии, осуществляющей месть за смерть Рагнара Лодброка.

В ходе конфликта Каттегата с Вестфольдом Уббе занимает сторону Лагерты и противостоит войскам конунга Харальда Прекрасноволосого.

Биография

Предыстория

Окончательно разуверившись в способности Лагерты рожать, Рагнар Лодброк тайно зачинает ребенка с Аслауг во время поездки в Гёталанд. Затем ярл оставляет любовницу, вернувшись домой. Разыскав Рагнара в Каттегате, беременная Аслауг вторгается в его брак с Лагертой, и он в дальнейшем разрывается. Рагнар женится на Аслауг, и спустя несколько месяцев у них рождается сын, которого называют Уббе.

Сезон 2

Уббе подрастает, проводя много времени со своим младшим братом, Хвитсерком.

Когда оскорбленный недоверием союзников ярл Борг вторгается в Каттегат, Аслауг некоторое время прячется с Уббе и его братьями, Хвитсерком и Сигурдом, в удаленном хуторе. Их изгнание прекращается после того, как Рагнар и Лагерта одерживают победу над Боргом.

Сезон 3

При появлении в Каттегате мистического странника Харбарда Аслауг проводит с ним много времени, позабыв о своих обязанностях матери. Оставшись без присмотра, маленькие Уббе и Хвитсерк гуляют по замерзшему озеру и случайно проваливаются под лед. Бросившись за ними, Сигги, возлюбленная Ролло, с трудом вытаскивает мальчиков из воды и передает в руки Харбарду, но сама умирает от переохлаждения.

Инцидент с Уббе и Хвитсерком, а также слухи о связи Аслауг с Харбардом приводят к тому, что Рагнар охладевает к жене.

Сезон 4

После успешного вторжения Рагнара в Париж Флоки приковывают к столбу позора за убийство Этельстана, но мастер вскоре сбегает. Маленький Уббе вместе с Хвитсерком сопровождает отряд конунга, пустившийся в погоню за пленником. С энтузиазмом преследуя беглеца, Уббе обнаруживает его спрятавшимся в озере и зовет воинов. Так преступник снова оказывается в заточении.

Во время Йоля Уббе и Хвитсерк играют в хнефатафл с вестфольдским конунгом Харальдом Прекрасноволосым, приехавшим на праздник, чтобы заключить союз с Рагнаром Лодброком. Уббе побеждает соперника в игре на потеху пирующим.

Позже, на тинге, Рагнар принимает у Уббе и Хвитсерка клятвы вассальной преданности. После обычая с вкушением земли и соли конунг дарует сыновьям священные браслеты.

Рагнар объявляет новый поход на Париж и с большим флотом покидает Каттегат. Конунг забирает во Франкию Уббе и Хвитсерка, желчно намекнув Аслауг, что детям будет куда безопаснее с отцом в походе, чем дома с бестолковой матерью. 

Но удача не сопутствует викингам: франки во главе с предателем Ролло останавливают флот Рагнара на Сене, а лагерь, где остаются Уббе и Хвитсерк, уничтожает отряд Роланда. К счастью, дети остаются живы и бросаются к вернувшемуся отцу, который вздыхает с облегчением. Во время предпринятого Рагнаром волока драккаров в обход вражеских укреплений Уббе и Хвитсерк становятся свидетелями убийства их отцом китаянки Иду, снабжавшей его наркотическим травяным сбором. Заметив мальчиков, сконфуженный Рагнар отправляет их прочь. 

Неожиданное появление скандинавского флота застигает франков врасплох, но им все же удается нанести норманнам решающее поражение. Рагнар, его сыновья и союзники возвращаются на родину. Не объяснив причин, конунг надолго оставляет свою семью и народ, уйдя в неизвестном направлении.

Проходит много лет. В отсутствие Рагнара Каттегатом правят Аслауг и Бьёрн. Город разрастается, став крупным центром скандинавской торговли.

Возмужавшие Уббе, Хвитсерк, Сигурд и Ивар проводят время в охотничьем домике. Приехавший Бьёрн рассказывает братьям историю гибели скандинавского поселения в Уэссексе, которую Рагнар утаил перед последним походом на Париж. Хвитсерк и Сигурд недовольны бесчестностью Рагнара перед народом и говорят, что убили бы его, появись он снова в городе. Они возмущены еще и тем, что отец бросил их, независимо от того, какими были обстоятельства. Уббе держит нейтральную позицию, а Ивар защищает отца, говоря, что тот не желал возмущать свой народ перед славным вторжением в Париж. Искренне восхищаясь Рагнаром, Бескостный называет его настоящим викингом, а несогласных братьев - слабаками. Бьёрн присоединяется к нему, хотя и не так яро. Он высказывает сомнение, что Рагнар вообще когда-либо вернется домой.

Однако, несмотря на все ожидания, Рагнар вновь объявляется в Каттегате и вызывает неоднозначную реакцию среди подданных и близких. Поняв, что ему в городе далеко не рады, Рагнар по очереди вызывает четверых своих сыновей, вышедших встречать его, на бой, чтобы, умерев, передать победителю титул конунга. Хвитсерк, как и прочие, не решается бросить вызов отцу. Один лишь Уббе выходит к нему с мечом, но боя не происходит: отец в последний момент обнимает сына и он отвечает тем же.

Собрав сыновей, Рагнар заявляет о своем желании плыть в Англию, чтобы отомстить королю Эгберту за уничтожение скандинавского поселения. Но Уббе и Сигурд намерены остаться в Каттегате, чтобы защищать разбогатевший город от возможных посягательств извне; Бьёрн вместе с Хвитсерком твердо решили плыть в Средиземное море, и один лишь Ивар готов выступить в поход с отцом, считая отказавшихся братьев недостойными.

Молодая Маргрет, одна из служанок Аслауг, поочередно становится любовницей всех четверых ее сыновей: Уббе, Хвитсерка, Сигурда и Ивара. Выведав подробности о том, что у Ивара ничего не получается в постели, Сигурд делится тайной с Уббе и Хвитсерком. Но ожидаемого эффекта это не дает; напротив, Уббе признается в том, что боится Ивара.

Так и происходит. Основные силы викингов во главе с Бьёрном Железнобоким и Харальдом Прекрасноволосым отплывают на поиски Рима, а маленькая экспедиция Рагнара Лодброка и Ивара Бескостного направляется в Англию.

Используя запутанные взаимоотношения Уббе и Сигурда с Маргрет, Лагерта приглашает молодых людей в Хедебю, где захватывает их в плен.

Уббе и Сигурд выходят на свободу и узнают о гибели Аслауг от руки Лагерты и воцарении последней в Каттегате. В то время как Сигурд переносит смерть матери достаточно сдержанно, Уббе приходит в ярость и клянется убить захватчицу. При этом он прощает Маргрет за соучастие в плане Лагерты. 

Воплощение верховного бога Одина появляется в Каттегате в образе воина, и похоже, лишь сыновья Рагнара могут видеть его. Обнаруживая их, занятых своими делами, божество поочередно информирует их о смерти отца.

Позднее Уббе разнимает подравшихся Сигурда и Ивара, и братья обсуждают послание Одина. Ивар намерен мстить не только королю Элле, казнившему Рагнара Лодброка, но и Эгберту - истинному виновнику случившегося. Уббе замечает, что владения Эгберта огромны, что затруднит их реванш. Разочарованный Ивар было удаляется, но слышит слова Сигурда, который предлагает собрать армию невиданных размеров. Бескостный неожиданно соглашается с братом и предлагает заключить союз даже с враждебными скандинавскими вождями и собрать армию, вдвое превышающую ту, что когда-то захватила Париж.

Уббе рассказывает об этих планах Лагерте, когда она участвует в строительстве оборонительных укреплений, но дроттнинг намерена защищать Каттегат, а не мстить за смерть Рагнара. Заявившись на стройку позже, Уббе, не спрашивая согласия Лагерты, освобождает Маргрет от статуса рабыни и уводит прочь.

Услышав призыв Каттегата, скандинавские вожди начинают собираться в городе. На пиру в честь гостей Лагерта спорит с Уббе относительно освобождения Маргрет. Далее Уббе и Ивар, жаждущие мести, добиваются поединка с дроттнинг, но в этот момент в зал заходит вернувшийся из Средиземного моря Бьёрн. Он ясно дает понять, что незадачливым мстителям сначала придется перешагнуть через его труп. Уббе, которому нужна военная помощь Железнобокого, прекращает схватку к неудовольствию Ивара.

Прибывший с Бьёрном Хвитсерк встречается с братьями и также узнает о произошедшем. Памятуя о недостатке любви и внимания со стороны матери, Хвитсерк не разделяет жажды Уббе и Ивара отомстить Лагерте. Он также не верит тому, что Уббе сможет одолеть Бьёрна, который явно не будет в восторге в случае смерти своей матери. Уббе не разделяет его сомнений.

Уббе играет свадьбу с Маргрет и не возражает против того, чтобы Хвитсерк разделял жену с ним. В дальнейшем Хвитсерк уступает девушку брату, не испытывая к ней особенных чувств.

После обрядов, посвященных скорому отплытию Великой датской армии, Бьёрн беседует с братьями. Он рассуждает о нежелании делить власть с другими вождями (включая Харальда, которому не доверяет) и недвусмысленно дает понять, что именно он, как самый старший и опытный из сыновей Рагнара, поведет войска.

Высадившись в Нортумбрии, Уббе вместе с братьями принимает активное участие в сражениях Великой армии. Им удается разгромить войска короля Эллы и жестоко казнить монарха возле места гибели их отца. Затем викинги продвигаются на юг, где совместными усилиями сокрушают значительную армию объединенного королевства Уэссекса и Мерсии во главе с принцем Этельвульфом.

Заняв оставленное врагом поместье короля Эгберта, викинги разоряют его. К сыновьям Рагнара выходит король Эгберт, и безо всяких раздумий его берут в плен, посадив в железную клетку. Уббе поддерживает надежду Хвитсерка на то, что владея большой армией и имея в плену короля, скандинавы смогут создать в Англии государство и ужиться с местным населением. Ивар настаивает на убийстве Эгберта и дальнейшем завоевании острова, не оставляющем англосаксам шансов на независимость, и в этом с ним согласен Сигурд. Бьёрн хочет следовать заветам отца, но колеблется. Видя, что братья не едины во мнениях, Эгберт вмешивается в разговор и в дальнейшем заключает с ними соглашение: закрепленное законом маленькое скандинавское королевство в восточной Англии взамен на возможность самому выбрать себе смерть (при этом викинги не знают, что Эгберт незадолго до их прихода передал корону сыну и больше не имеет законной власти). После подписи документов монарх, согласно уговору, сводит счеты с жизнью.

Устроив пиршество во дворе поместья Эгберта, предводители викингов обсуждают свои планы. Бьёрн намерен возобновить плавания к Средиземному морю и к нему решает присоединиться брат Харальда, Хальвдан. Харальд возвращается в Скандинавию, дабы продолжать дело ее объединения. Остальным нравится предложение покойного Эгберта о создании королевства. Неудовлетворенный происходящим, Ивар предлагает воинам не искать мира, а продолжать захват и разорение англосаксонских земель и находит среди многих поддержку. В ходе обсуждения Ивар и Сигурд ссорятся из-за расхождений во взглядах и взаимной неприязни. Уббе пытается урезонить разгневанного Бескостного, но он, вспылив, убивает Сигурда.  

Сезон 5

После похорон Сигурда вожди снова советуются. В результате Бьёрн с Хальвданом плывут в Средиземное море, опечаленный смертью близких Флоки уплывает в Атлантику, а Уббе, Хвитсерк и Ивар остаются в Англии. И хотя братья убеждены, что король Эгберт дал им все права на королевство в восточной Англии, Бескостный продолжает гнуть линию войны с англосаксами. Он предлагает убраться подальше от сердца страны и укрепиться на землях Нортумбрии, ближе к берегу - для скорейшего пополнения войск и припасов. Исходя из этого принимается решение захватить Йорк - крупнейший город побежденного королевства Эллы, пока еще не занятый скандинавами.

По старой стратегии Рагнара Лодброка датчане вторгаются в город в день христианского праздника, и, перебив малочисленный гарнизон, учиняют в главном храме резню, жестоко умертвив прихожан и духовенство. 

В дальнейшем под руководством Уббе и Ивара, все чаще занимающего позицию лидера, викингам удается отбить город от сил англосаксонского ополчения, собранного принцем Этельвульфом и воином-епископом Хемундом

Но Уббе не уверен в том, что им удастся долго продержаться, следуя планам Бескостного. Ранним утром он и Хвитсерк, ничего не сказав Ивару, отправляются в лагерь Этельвульфа, чтобы обсудить перемирие и передачу скандинавам обещанных Эгбертом земель. Недолгая встреча с королем происходит в напряженной обстановке. Не дав определенного ответа, Этельвульф отправляет братьев обратно, но перед этим Хемунд с его людьми избивают их и прогоняют прочь.

На военном собрании в Йорке (Йорвике) Ивар узнает о действиях братьев, публично высмеивает их недальновидность и настаивает на окончательной победе в войне с анлосаксами. Пользуясь моментом, Бескостный предлагает им наконец признать его законным предводителем Великой армии, намекнув, что большинство ее воинов хочет сражаться, а не заниматься земледелием с Уббе и Хвитсерком. Гордый Уббе отказывается подчиняться и на единственном корабле намеревается вернуться в Каттегат. Наблюдая издалека за его отплытием в окружении своего войска, Ивар громогласно порицает Уббе и насмехается над старшим братом, собравшим всего лишь горстку сторонников. К радости Ивара и неудовольствию Уббе в последнюю минуту с драккара спрыгивает Хвитсерк, переменивший мнение и решивший остаться в Англии.

Уббе прибывает в Каттегат и рассказывает Лагерте обо всем, что произошло в Англии. Он делится своими симпатиями к Бьёрну и противоположными чувствами - к Ивару, жаждущему власти над Великой армией и Каттегатом. Уббе называет Ивара и перешедшего к нему Хвитсерка своими врагами. Лагерта заключает с Уббе соглашение, в котором он должен поддержать ее против конунга Харальда, а она его - против Ивара и Хвитсерка. Пойдя на союз, Уббе отбрасывает свои планы мести правительнице.

Обретя уверенность с прибытием мужа, Маргрет начинает настраивать против Лагерты Торви, а затем и самого Уббе. Она рассказывает, как сильно ослабла Лагерта на троне и обосновывает причины, по которым Уббе более других достоин править Каттегатом.

Спустя некоторое время Уббе становится свидетелем возвращения Флоки из его путешествия, в котором он открыл никем не заселенный остров. Собрав небольшую общину, готовую к переселению на новую землю, мастер вскоре вновь покидает родину.

До Каттегата доносится весть о том, что Харальд Прекрасноволосый и Ивар Бескостный нападут на Каттегат с наступлением полнолуния.

Из Средиземного моря вовремя возвращаются Бьёрн и Хальвдан; в честь их прибытия Лагерта устраивает празднество. На пиру Бьёрн разрывает отношения со своей женой Торви, предпочтя ей Снефрид, дочь союзного вождя саамов. Выйдя на улицу, женщина дает волю слезам. К ней подходит Уббе, и Торви пытается передать ему прощальный подарок бывшего мужа, чтобы он передарил его кому-нибудь, например, Маргрет. Уббе отвергает дар, но в утешение целует Торви в губы. После этого женщина молча уходит. Маргрет подглядывает за Уббе и становится свидетельницей поцелуя. Она устраивает мужу небольшую ревнивую сценку. Затем, напомнив об убийстве Аслауг Лагертой, девушка предлагет Уббе не занимать стороны в грядущей междоусобной войне, а захватить власть при первом удобном случае. 

Незадолго до полнолуния Лагерта созывает военный совет для обсуждения грядущей обороны Каттегата. На нем присутствуют Бьёрн, Уббе, Хальвдан, решивший поддержать Лагерту, Сваси, Торви и Гутрум. Поскольку войска врагов ведет Ивар, собравшиеся приходят к выводу, что можно ожидать чего угодно. Тем не менее, Лагерта поддерживает Бьёрна, который считает, что Харальд и Бескостный нападут с суши.

Собрав воинов, Лагерта, Бьёрн и Уббе в сопровождении Торви, Гутрума и Хальвдана отправляются в путь. Оставив на попечение Маргрет своих младших сыновей, Торви следует вместе с Уббе.

Силы Каттегата встречаются с прибывшим из Вестфольда войском Харальда. Стороны обмениваются заложниками, которыми становятся Хвитсерк и Хальвдан. Харальд пытается уговорить брата сменить сторону и прислушаться к зову крови, то же самое делает Уббе по отношению к Хвитсерку. Однако эти попытки терпят крах: восставшие братья тверды в своих намерениях.

Далее начинаются переговоры, в ходе которых Бьёрн, Лагерта и Уббе пытаются свести дело к миру. Обращаясь к братьям, Бьёрн предлагает забыть старые ссоры и обиды ради их отца. Он считает, что междоусобица ослабит их род и вынудит выживших искать мести. Уббе поддерживает эти слова. Лагерта использует довод Рагнара: сконцентрировать внимание на завоевании других земель, а не губить жизни молодых воинов за жалкие клочки своей. Харальд не внимает их речам и говорит Хальвдану, что именно победа над Каттегатом подарит им весь мир. Финальное слово за Иваром, который все это время молчит. Лагерта говорит, что в случае победы он станет лжеконунгом, а если проиграет - люди скажут, что на то была воля богов и Рагнара. Ивар поднимается и неожиданно требует налить всем меда, идя на мировую. Это вызывает у Харальда смятение. Бескостный прощает все обиды и отказывается от всех своих притязаний. Всем разливают напиток, и Харальд немедленно выливает его в знак отказа от мира. Когда Уббе допивает мед, Ивар внезапно выплескивает ему в лицо содержимое своего рога. Он задает брату вопрос из их общего детства, а потом сводит это к тому, что Уббе посмел простить Лагерту за убийство Аслауг. Ивар подчеркивает, что никогда не откажется от своей мести и что Уббе ему больше не брат. Харальд удовлетворенно смеется. Ивар говорит, что раз Бьёрн и Лагерта не желают кровопролития, они могут отдать Каттегат без боя и уйти прочь. На это Бьёрн и остальные лишь молча обнажают оружие. Так переговоры оказываются сорваны, и лидеры сторон возвращаются к своим войскам, начав готовиться к столкновению.

Перед боем Ивар говорит Харальду, что Бьёрн может тайно атаковать их драккары резервными силами, лишив флота. Харальд внимает его совету и силы Вестфольда разделяются. Хвитсерк пытается отвлечь войска противника в сторону леса, а Ивар выжидает на некотором отдалении от поля боя, бездействуя. Оставшиеся силы во главе с Харальдом вступают в сражение. Но стратегия Каттегата продумана и слажена, поэтому нападающим приходится непросто. Уббе ведет первую волну войск, изматывая противника. Прячась среди деревьев, союзники-саамы расстреливают группировку Хвитсерка и вынуждают ее отступить. Лагерта неожиданно ударяет с тыла, обойдя войска Харальда со стороны леса. Наконец, Бьёрн ведет вторую волну каттегатского войска, довершив разгром противника. Харальд Прекрасноволосый и остатки его армии спешно покидают поле битвы.

Несмотря на поражение, конунг Харальд не собирается оставлять своих планов по завоеванию Каттегата. Вместе с Лагертой, Бьёрном, Торви, Хальвданом, Сваси и Снефрид Уббе принимает участие в заключительном военном совете. Во время своего короткого визита в Вестфольд Бьёрн засвидетельствовал, что силы Харальда и Ивара значительно усилил крупный франкский отряд герцога Ролло, решившего поддержать агрессоров. В связи с этим предложение Лагерты по оставлению части войск для защиты Каттегата не принимается и лидеры решают вывести на поле боя все силы, которыми располагает государство и его союзники.

Вскоре Вестфольд сталкивается с Каттегатом в крупнейшем в истории междоусобном сражении. В этой жестокой и кровопролитной битве Уббе сражается яростно и самоотверженно. В разгар битвы он сталкивается с Хвитсерком, который тут же опускает оружие. Издав гневный крик, Уббе дважды замахивается на отступника, но оба раза останавливается, едва касаясь Хвитсерка мечом. Поняв, что не может убить брата, Уббе оставляет взволнованного брата и уходит, решив биться с другими противниками. Но в этот раз сражение складывается не в пользу защитников; когда силы Каттегата оказываются истощены, Ивар пускает в ход франкский отряд Ролло, довершивший разгром. Лагерта, Бьёрн, Уббе и остатки их войск покидают поле боя. Так Харальд Прекрасноволосый и Ивар Бескостный одерживают решающую победу в междоусобной войне.

Не имея сил для обороны Каттегата, Лагерта, Бьёрн и Уббе вынуждены оставить его триумфаторам. 

Интересные факты

  • Уббе (Убба) известен истории прежде всего как один из предводителей Великой языческой армии (др.-англ. Mycel Heathen Here), вторгшейся в Англию в 860-х годах. Помимо Уббе, войско возглавляли конунги Ивар БескостныйХальфданБьёрн Железнобокий и Сигурд Змееглазый - сыновья Рагнара Лодброка. Захватчики атаковали Нортумбрию, Восточную Англию и северную Мерсию.
  • Кроме участия в боевых действиях против англосаксов Уббе также вторгался в валлийские государства, в частности, набегам подвергся Дивед.
  • Согласно англосаксонским хроникам, Ивар Бескостный и Уббе участвовали в убийстве Эдмунда, короля Восточной Англии. Согласно преданиям, после поражения англосаксов от войска данов король был схвачен у местечка Хоксен и замучен Уббой и Иваром. Аббон Флерийский утверждает, что Эдмунд в битву вообще не вступал, а был замучен датчанами. За отказ поклониться языческим идолам короля привязали к дереву и расстреляли из луков.
  • Вероятно, базой, на которой Уббе собирал войска для вторжения в Англию, являлся остров Валхерен в устье реки Шельда во Фризии (современные Нидерланды). Возможно, в Великую языческую армию влились рекрутированные Уббе представители местных фризских племен, промышлявшие морским разбоем.
  • В 878 году флотилия викингов (23 корабля) под командованием Уббы высадилась на северном побережье Сомерсета, в районе устья реки Паррета. В битве при Кинвинте англосаксы под командованием Одды, элдормена Девона, разбили викингов. В этой битве Убба был убит, а знаменитое знамя сыновей Рагнара Лодброка с вороном было захвачено англосаксами. «Англосаксонские хроники» не называют предводителя викингов по имени, но он был описан в ней как брат Ивара и Хальфдана. Но англо-нормандский хронист XII века Джеффри Гаймар в своей хронике «История англов» называет Уббу командиром викингов в битве при Кинвинте.