ФЭНДОМ

Викинги логотип 1

В этом кратком справочнике в алфавитном порядке собраны основные термины и понятия, встречающиеся в телесериале «Викинги». В список входят как упоминаемые, так и подразумеваемые определения. Спойлеры содержат примеры использования терминов в сериале.

Скандинавы Править

Основные термины Править

А

Ангел смерти - в описаниях Ибн-Фадлана - женщина, прислуживавшая на скандинавском погребальном обряде. В ее обязанности, в частности, входило ритуальное умерщвление рабов, которые отправлялись с господином в загробную жизнь.

  Открыть / закрыть спойлер  

«Ангела смерти» можно увидеть на похоронах ярла Харальдсона.

Б

Берсерки - воины, посвящавшие себя Одину; известны тем, что впадали в состояние боевого транса, что делало их крайне сильными, агрессивными и почти нечувствительными к боли. Причины неистовства берсерков точно не установлены, хотя и имеется несколько теорий.

  Открыть / закрыть спойлер  

В сериале довольно убедительно продемонстрирован один из берсерков. Ряд персонажей (Ролло, Ивар и другие) впадают в боевой транс.

Божий суд - способ выявления виновности в Раннем Средневековье. Практиковались испытание огнем, испытание раскаленным железом и испытание водой (холодной и кипящей). Божий суд применялся, когда обычные судебные средства не давали нужных результатов. Особой разновидностью был судебный поединок. В дальнейшем божий суд был вытеснен судом присяжных.

  Открыть / закрыть спойлер  

Испытанию раскаленным железом Аслауг подвергает христианского миссионера Ансгара. Перед тем, как взять Ролло с собой в поход, Бьёрн судит его холодной водой.

В

Великая языческая армия или Великая датская армия - крупное войско преимущественно датских викингов, разграбившее и завоевавшее большую часть Англии в 865 - 878 гг. Точная численность армии неизвестна, но, вероятно, она включала в себя сотни судов и тысячи людей. Перед завоеванием Мерсии в 874 г. была усилена Великой летней армией. Согласно легендам, возглавлялась сыновьями Рагнара Лодброка: Иваром Бескостным, Хальфданом, Бьёрном Железнобоким, Уббой и другими вождями, в частности, Гутрумом. Завоевания Великой армии привели к концу английской Гептархии и образованию Денло.

Викинги - современное обозначение раннесредневековых скандинавских мореходов, занимавшихся торговлей и пиратством в VIII - XI вв. См. викинги.

Волок - место, подходящее для транспортировки судов по суше (как правило, это участок суши, обычно с перевалом, между двумя озерами или реками) и сам способ такой транспортировки; происходит от слова «волочить», то есть, тащить. В романских языках используется слово «portage» латинского происхождения, означающее перемещение судна и груза посуху между двумя портами.

  Открыть / закрыть спойлер  

В «Викингах» масштабный волок происходит на протяжении двух серий. См. Волок.

Ворон - вид птиц из рода воронов; имел сакральное значение для древних скандинавов, являясь символом верховного бога Одина. Вороны часто изображались на знаменах скандинавских вождей и поднимались на кораблях во время набегов, чтобы вселить ужас в противника. В сериале изображение ворона можно увидеть на личном стяге Рагнара Лодброка.

  Открыть / закрыть спойлер  

Вороны довольно часто появляются в сериале, особенно в трудные и переломные для персонажей моменты жизни.

Д

Данелаг - см. Денло.

Девы щита - женщины-воительницы, упоминаемые в скандинавских сагах и ярко продемонстрированные в сериале «Викинги». Поскольку не имеется весомых доказательств массового участия женщин в военных походах, современные исследователи и исследовательницы относятся к факту существования дев щита скептически. В связи с этим существует мнение, что частая демонстрация воительниц в «Викингах» - лишь дань современным тенденциям в обществе.

  Открыть / закрыть спойлер  

Дева щита Лагерта является центральным персонажем сериала «Викинги». Ряд других героинь (Торунн, Торви, Астрид и другие) также являются воительницами. Скандинавские воительницы массово участвуют в сражениях, женщин-воинов можно увидеть даже у англосаксов.

Денло или Данелаг - территория в северо-восточной части Англии, отличавшаяся особыми правовой и социальной системами, унаследованными от норвежских и датских викингов, завоевавших эти земли в IX веке. После восстановления власти англосаксонских королей над Денло в начале X века скандинавское право и обычаи были сохранены, а многие перешли в общеанглийскую практику. Специфика юридической системы северо-восточной Англии пережила нормандское завоевание и продолжала существовать в течение всего средневековья.

Длинный дом - см. медовый зал.

Драккары (драки), снеккары (снеки) - современное обозначение деревянных военных кораблей викингов с веслами по всему борту, относящихся к длинным кораблям (др.-сканд. langskip).

  Открыть / закрыть спойлер  

В сериале показаны значительно меньшими, чем существовавшие в действительности, см. ляпы и ошибки сериала.

Дроттнинг (исл., швед. drottning), дроннинг (норв., дат. dronning) - королева на скандинавских языках. На данной вики используется как женский аналог титула конунг.

З

Законоговоритель - в раннесредневековой Скандинавии знаток обычного права, судья, председатель тинга.

  Открыть / закрыть спойлер  

Законоговоритель судит Ролло после того, как тот сражается против Рагнара на стороне ярла Борга. Во время заселения Исландии Флоки предлагает эту должность Эйвинду.

Знамя ворона - см. ворон.

И

Идол - вырезанное из дерева или камня изображение божества, объект поклонения верующих. Были распространены в языческой Скандинавии; в период христианизации безжалостно уничтожались.

Й

Йоль - древнегерманский праздник середины зимы. Одна из его ярчайших традиций - сожжение йольского полена. Исследователи связывают Йоль с Дикой охотой, богом Одином и древнеанглийским праздником Модранит. С христианизацией терминология праздника была перенесена на Рождество.

  Открыть / закрыть спойлер  

Справление Йоля демонстрируется в одноименной серии, в которой оно совпадает с празднованием Рождества христианами.

К

Капище - языческий храм с установленными на его территории идолами богов. Существовали капища как под открытым небом, так и закрытые. В сериале крупнейшим языческим храмом является святилище богов в Уппсале.

Китобои - моряки, занимающиеся китобойным промыслом. Первые охотники на китов появились в Скандинавии (и в мире) еще в IX - X вв.

  Открыть / закрыть спойлер  

Персонаж Хакон является китобоем. При демонстрации Вестфольда видно, что королевство находится под сильным влиянием китового промысла.

Конунг - северогерманское обозначение верховного правителя; изначально конунг избирался во время войн и других важных событий (например, для проведения языческих обрядов), в дальнейшем титул стал постоянным. В Высоком Средневековье стал соответствовать термину король.

Кровавый орёл - легендарная казнь, якобы практиковавшаяся во времена викингов. Состояла в том, что на спине осужденного рассекали ребра, разводили их в стороны наподобие крыльев, вытаскивали наружу легкие и клали их на плечи. Причиной скорой смерти в этом случае должен был бы стать либо травматический шок, либо пневмоторакс. Несмотря на упоминания в ряде исторических документов, современные исследователи сомневаются в существовании «кровавого орла», списывая сообщения о нем на антиязыческую пропаганду христианских авторов либо на буйное воображение скальдов позднейших времен.

  Открыть / закрыть спойлер  

В сериале данная казнь демонстрируется дважды и неоднократно упоминается как способ расправы с самыми отъявленными злодеями.

Кровная месть - принятая в родо-племенном строе традиция, согласно которой представители рода, племени, клана или группировки убитого человека предавали смерти убийцу или кого-либо из членов его семьи (рода, племени, клана, группировки). В ряде случаев замещалась выкупом или передачей убийцы на пострадfdie. сторону для замещения потери.
  Открыть / закрыть спойлер  

В сериале не раз демонстрируется кровная месть. Ярким примером служат события между семьями Кетиля и Эйвинда в Исландии, как кровную месть можно рассматривать и отмщение сыновей Рагнара английским королям.

Л

Лагманн - см. законоговоритель.

М

Медовый зал или бражный зал - длинное строение с единым пространством, относящееся к так называемым длинным домам. С V века и до периода Раннего Средневековья медовые залы использовались в качестве резиденций правителей и их придворных. Название происходит от названия алкогольного напитка мёд, имевшего широкое употребление на пирах и религиозных церемониях.

П

Погребение - обряды похорон умерших, занимавшие важное место в культуре древних скандинавов и сопровождавшиеся многочисленными ритуалами. Затраты на похороны напрямую зависели от социального статуса покойного. Наиболее распространенными формами погребения были захоронение в погребальной ладье (иногда - сожжение в ней), сожжение на погребальном костре и обычное захоронение (знатные люди обустраивали родовые кладбища). Ярко описал похороны викингов Ибн-Фадлан, арабский путешественник Х в.

  Открыть / закрыть спойлер  

В сериале неоднократно демонстрируются различные виды похорон.

Подводка для глаз - сурьма, использовавшаяся скандинавами в походах для защиты глаз от солнца.

  Открыть / закрыть спойлер  

Подводкой для глаз особенно часто пользуется Флоки.

Р

Руны - символы, составлявшие письменность древнегерманских народов. Употреблялись с I - II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X - XIII век в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна - вплоть до XIX века. Вырезались на камне, металле, дереве, кости. Главной отличительной особенностью рунического алфавита является порядок букв; условно его называют футарк (fuþark) - по первым шести буквам. Древние праскандинавские руны, иногда именуемые старшим футарком, применялись в магических и сакральных целях вплоть до XIII в. Младшие руны (IX - XIII вв.) использовались для создания мемориальных надписей и не имели сакрального значения. После принятия христианства в странах Северной Европы руническое письмо было вытеснено латиницей.

  Открыть / закрыть спойлер  

Руны не раз мелькают в сериале. Например, Флоки использует вырезанные на кости руны для ускорения выздоровления Рагнара.

Русы или русь - народ (или социальная группа), давший свое имя и составивший верхушку средневекового восточноевропейского государства - Руси, известного также как «Киевская Русь» или «Древнерусское государство». «Повесть временных лет» и многие иностранные источники связывают русов с варягами и норманнами, в некоторых других источниках русь отождествляется со славянами.

  Открыть / закрыть спойлер  

Русы впервые упоминаются в пятом сезоне. События шестого сезона будут отчасти посвящены им.

С

Саги - эпические повествовательные литературные произведения, записанные в Исландии в XIII - XIV веках на древнеисландском языке и повествующие об истории и жизни скандинавских народов в период, в основном, с 930 по 1030 годы, в так называемый «век саг». В сагах тесно переплетаются реальные исторические события, мифы и легенды, в связи с чем их историческая достоверность зачастую сомнительна. Тем не менее, саги наряду с англосаксонскими хрониками являются важнейшими источниками об эпохе викингов.

  Открыть / закрыть спойлер  

Биографии изрядной части персонажей сериала основаны на историях из саг.

Скальд - древнескандинавский певец-поэт. Скальды жили преимущественно при дворах и дружинах конунгов и творили в период с IX по XIV в.

  Открыть / закрыть спойлер  

Одного из скальдов в «Викингах» сыграл норвежский музыкант Эйнар Селвик, лидер фолк-проекта Wardruna.

Скандинавский языческий культ - совокупность традиционных верований и обрядов скандинавских племен в дохристианский период. Языческий культ скандинавов был децентрализован и представлял собой совокупность местных и семейных культов наряду с общенациональными религиозными фестивалями. Какие-либо детальные описания проводимых обрядов при этом отсутствуют и исследователям приходится реконструировать их по сохранившимся источникам.

  Открыть / закрыть спойлер  

В сериале религиозный фестиваль можно наблюдать во время демонстрации Уппсалы.

Скандинавы - общее название ряда древнегерманских племен (даны, руги, гёты, свеи, юты и др.), населявших Скандинавский полуостров, полуостров Ютландия и прилегающие острова, см. скандинавы.

Скёль! («ваше здоровье!») - скандинавский тост за здравие, произносимый перед употреблением горячительных напитков.

Солнечный камень - вероятно, исландский шпат, обладающий способностью поляризировать лучи Солнца в облачную погоду. Существует мнение, что именно им пользовались викинги во время своих плаваний.

  Открыть / закрыть спойлер  

В сериале солнечный камень и солнечный круг становятся первыми навигационными приборами Рагнара Лодброка, позволившими ему и его последователям-викингам совершать походы на запад.

Стена щитов (др.-сканд. Skjaldborg, др.-англ. Scildweall или Bordweall) - фалангообразное защитное построение, использовавшееся в Раннем Средневековье на Севере Европы (Англия, страны Скандинавии). Основывалось на «перехлесте» щитов воинов, стоявших в линиях. Слабость данного построения была той же, что и у фаланги: прорыв строя означал поражение армии, использующей данное построение.

Суд богов - см. божий суд.

Т

Тинг - древнескандинавское и германское народное собрание, состоявшее из свободных мужчин страны или области. Тинги, как правило, имели не только законодательные полномочия, но и право избирать вождей.

Трэлл (для женщин - тир, амбатт) - обозначение представителей сословия рабов в Скандинавии эпохи викингов.

  Открыть / закрыть спойлер  

Первые трэллы, которых видит зритель - это рабыня Флоки и захваченные в плен монахи Линдисфарнского монастыря, включая Этельстана.

Х

Хёвдинг - см. ярл.

Хирд - боевая дружина в раннесредневековой Скандинавии. Хирдманн - член такой дружины. Хирд беспрекословно подчинялся конунгу, ярлу или хэрсиру, представляя собой подобие семьи.

  Открыть / закрыть спойлер  

Арн, Торстейн, Лейф и другие соратники Рагнара становятся хирдманнами после обретения им титула ярла.

Хнефатафл - скандинавская настольная игра, вытесненная шахматами в X - XI вв. Оригинальные правила игры в хнефатафл не сохранились, но существует несколько реконструкций.

  Открыть / закрыть спойлер  

Хнефатафл не раз появляется в сериале: в него играют конунги Хорик Гудфредсон и Харальд Прекрасноволосый, неравнодушен к хнефатафлу и шахматам и Ивар Бескостный.

Хольмганг - договорной поединок двух воинов, практиковавшийся в эпоху викингов и связанный, как правило, с защитой чести, прав и имущества. Как и на дуэлях, правила хольмганга оговаривались заранее, а причинение смерти не считалось убийством. Отказ от поединка навлекал на уклонившегося социальную стигму - объявление нидингом, что обычно было равнозначно статусу презираемого изгоя. Хольмганги становились источником обогащения для берсерков, и по сути, легализованным разбоем, ибо так каждый воин мог предъявить права на приглянувшийся ему дом или женщину. В X - XI в. власти пытались бороться с хольмгангами, чтобы избежать бессмысленной гибели воинов. В результате борьба стала вестись до первой крови, а проигравший уплачивал три меры серебра победителю.

  Открыть / закрыть спойлер  

Ярчайший хольмганг в сериале - это решающий поединок Рагнара Лодброка и ярла Харальдсона.

Хускарл или хускерл - изначально слуга в доме, в дальнейшем - дружинник (приравнивался к хирдманну) или стражник конунга, ярла или хэрсира. Хускарл приносил клятву верности своему господину и жил вместе с ним.

Хэрсир - древнескандинавский наследуемый дворянский титул. Имел хождение лишь на западном побережье Норвегии. Гражданский и военный статус и функции остаются до конца не ясными.

  Открыть / закрыть спойлер  

В сериале это не уточняется, но Кетиль Плосконосый, вероятно, носит титул хэрсира.

Я

Ярл - первоначально племенной вождь, позже стал обозначать титул верховного правителя страны. После появления национальных государств ярлы стали доверенными лицами конунга и осуществляли его власть на местах. Очень близок, практически тождественен ярлу термин хёвдинг, обозначавший племенного вождя в германских и скандинавских странах.

Скандинавское оружие Править

Боевой топор - рубящее оружие, впервые появившееся в Скандинавии и распространившееся затем по средневековой Европе. Характеризовался относительно небольшими размерами лезвия и длинной рукоятью. Легкие, практичные и дешевые в изготовлении, боевые топоры были одним из наиболее распространенных видов оружия у викингов.

Копьё - колюще-рубящее древковое оружие, вероятно, наиболее распространенный тип оружия в Скандинавии эпохи викингов. Простота изготовления позволяла даже самому бедному воину обзавестись копьем. Северянами использовались преимущественно короткие копья с древком не более 1,5 м, также существовали метательные разновидности.

Лук - о скандинавских луках и их военном применении известно немного. Более широкие и плоские луки использовались для охоты, более узкие и тонкие - для боевого применения. Вероятно, это было не самое популярное оружие, хотя оно неоднократно упоминается в сагах.

Меч - холодное оружие, в Скандинавии использовалось в основном как рубящее. Были в ходу как двулезвийные, так и однолезвийные мечи, или лангсаксы (последние применялись до Х в.). При длинном клинке имели довольно короткую рукоять и небольшой вес. Мечи были сложны и дороги в изготовлении и их, как правило, могли себе позволить лишь обеспеченные воины. Мечи частично привозились из соседних стран, например, из Франкского государства. Согласно исследованиям Петерсена, качество привозных франкских мечей было гораздо выше аналогичных скандинавских. Мечи тщательно берегли и многие из них сохранились до наших дней.

Молот - в эпоху викингов молоты, если и применялись на поле боя, то крайне редко, хотя подобное оружие использовал Тор - один из центральных богов древнескандинавского пантеона.

Сакс - длинный нож с односторонней заточкой, который обычно имели почетные граждане в древнескандинавском обществе. Богатому человеку принадлежал нож большего размера (скрамасакс), по размеру немного уступающий мечу. Подобные ножи также использовались воинами в качестве запасного оружия.

Секира - разновидность боевого топора с широким лезвием в виде полумесяца и длинной рукоятью. Использовалась пешими воинами вплоть до XVI в.

Скандинавская мифология Править

А

Ангрбода - великанша, супруга Локи. Мать трех хтонических чудовищ: волка Фенрира, змея Ёрмунганда и богини Хель.

  Открыть / закрыть спойлер  

Флоки называет свою первую дочь в честь Ангрбоды, несмотря на неприятие Хельги.

Асы - в германо-скандинавской мифологии основная группа богов. Верховным богом и вождем асов является Один. Согласно мифам, живут на небе, в стране Асгард, в которой также располагается Вальхалла.  

Б

Бальдр - один из асов, сын Одина и Фригг, бог весны и света. Самое прекрасное и чистое душой божество. Согласно пророчеству, Бальдр должен был погибнуть от руки своего брата, слепого бога Хёда. Тогда обеспокоенная Фригг просит все живое и неживое принести клятву о непричинении вреда ее сыну. Но Локи, узнав, что богиня еще не взяла клятвы с омелы, сделал из этого растения стрелу и хитростью заставил Хёда выстрелить в Бальдра. Стрела убила Бальдра и навлекла на Локи немилость богов.

  Открыть / закрыть спойлер  

Во втором сезоне конунг Хорик сравнивает Бьёрна Железнобокого с Бальдром.

Брюнхильда - героиня германо-скандинавской мифологии и эпоса, возлюбленная Сигурда (Зигфрида), в дальнейшем - супруга Гунтера (Гуннара), короля Бургундии. Мать Аслауг

В

Валькирии - небесные девы, которые реют над полем битвы и забирают с собой павших воинов. Погибшие храбрецы попадают в Вальхаллу.  

  Открыть / закрыть спойлер  

Валькирий можно увидеть в первой же серии вместе с Одином.

Вальхалла, Вальгалла или Валгалла - небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов. Представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы - Рагнарёка. 

Ваны - боги плодородия в германо-скандинавской мифологии, чей род уступил место культу асов, с которыми они то враждуют, то заключают союз. Обитают в Ванахейме.

Вельва, Вёльва, Вала или Спакуна - провидица в скандинавской мифологии. В «Старшей Эдде» ее устами передается рассказ о происхождении богов и грядущем конце мира («Прорицание вёльвы»). 

  Открыть / закрыть спойлер  

Рагнар использует термин «вельва» в качестве имени нарицательного, называя так Аслауг.

Всеотец - см. Один.

Ё

Ёрмунганд или Йормунганд - морской змей из скандинавской мифологии, третий из детей Локи и великанши Ангрбоды. Когда Один забрал у Локи троих чудовищных отпрысков, он бросил Ёрмунганда в окружающий Мидгард океан. Змей вырос таким огромным, что опоясал всю Землю и вцепился в свой собственный хвост. За это Ёрмунганд получил прозвище «Змей Мидгарда» или «Мировой Змей». 

Ётуны или Йотуны - великаны (турсы) семейства Гримтурсенов, правнуки Имира. Ётуны жили в Ётунхейме, отличались ростом и силой, были противниками асов и людей. 

И

Иггдрасиль - мировое дерево (дерево жизни) в германо-скандинавской мифологии - исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную.

  Открыть / закрыть спойлер  

Когда Рагнар Лодброк и его соратники путешествуют в Гёталанд, они совершают паломничество к гигантскому дереву, которое местные жители принимают за Иггдрасиль.

Л

Локи - сын ётуна Фарбаути и Лаувейи, также упоминается в качестве бога хитрости, обмана и других подобных качеств в германо-скандинавской мифологии. Происходит из рода ётунов, но асы разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость. Относительно поздний персонаж, появление его образа принято считать результатом христианизации и заката языческой скандинавской культуры. 

  Открыть / закрыть спойлер  

Локи неоднократно упоминается в сериале. Более того, персонаж Флоки ассоциирован с этим божеством.

Н

Норны - в германо-скандинавской мифологии три женщины, волшебницы, наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов. 

О

Один - верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец Тора, Бальдра и многих других богов, подробнее - см. Один.

  Открыть / закрыть спойлер  

Один постоянно упоминается, а его образы и воплощения несколько раз появляются в сериале. Многие принимают Харбарда за олицетворение Одина. В пятом сезоне Флоки называет Одина по одному из его имен - «всеотец» (Альфёдр).

Р

Рагнарёк или Рагнарок - в германо-скандинавской мифологии - гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами. 

Ран - персонаж германо-скандинавской мифологии, великанша, штормовое божество моря, сестра и жена Эгира. Ран владела волшебной сетью, которую набрасывала на корабли, чтобы утащить их на дно и там поживиться добычей.  

  Открыть / закрыть спойлер  

Олицетворение Ран (или ее дочерей) можно увидеть под водой во вступительном ролике «Викингов», особенно в первых трех сезонах.

Риг - см. Хеймдалль.

С

Свартальвы - карлики (цверги), созданные богами из могильных червей, ползавших в трупе великана Имира. Согласно легендам, невелики ростом и темны лицом. Свартальвы известны как великие кузнецы, создавшие оружие и волшебные вещи для богов. Живут в Свартальвхейме. Послужили прообразом гномов.

Сигурд или Зигфрид - один из важнейших героев германо-скандинавской мифологии и эпоса, герой «Песни о Нибелунгах». Отец Аслауг

  Открыть / закрыть спойлер  

Аслауг неоднократно упоминает Сигурда и приводит его в пример своим детям.

Т

Тор - в скандинавской мифологии сын Одина и великанши Ёрд, один из асов, бог грома и бури, защищающий мир от великанов и чудовищ. Второй по значению бог после Одина. Изображаемый в образе рыжебородого богатыря, Тор обладал огромной силой, которой любил мериться со всеми, и невероятным аппетитом - за один присест съедал быка. Владел рядом волшебных предметов (например, могучим молотом Мьёлниром), усиливающих его и без того незаурядные способности. Тор является героем множества мифов, сохранившихся до наших дней.

  Открыть / закрыть спойлер  

Имя Тора и связанные с богом грома легенды неоднократно упоминаются в сериале. Знаменитые скандинавские амулеты в форме Мьёлнира носят многие персонажи.

Х

Харбард - см. Один.

Хеймдалль - в германо-скандинавской мифологии бог из рода асов, страж богов и мирового древа, считается сыном Одина и девяти матерей. Как страж богов он охраняет Биврёст на границе Асгарда и Мидгарда от великанов-ётунов. Перед концом мира трубит в рог, призывая богов к последней битве. 

  Открыть / закрыть спойлер  

Одно из вероятных имен Хеймдалля, Риг, фигурирует во время суда Лагерты над женщиной, которую муж обвиняет в измене.

Хель - в германо-скандинавской мифологии повелительница мира мертвых (Хельхейма), первая из детей Локи и великанши Ангрбоды, одно из трех хтонических чудовищ. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу. 

Ф

Фафнир или Фафни - персонаж германо-скандинавской мифологии, сын колдуна Хрейдмара, брат Отра и Регина, впоследствии принявший облик дракона. Был побежден и убит героем Сигурдом. 

Фенрир - в германо-скандинавской мифологии огромный волк, второй из детей Локи и Ангрбоды. Рос в Асгарде, но, став огромным чудовищем начал внушать опасения богам, которыми был обманут и пленен. В день Рагнарёка, согласно прорицанию Вельвы, Фенрир разорвет свои оковы и вырвется на свободу.  

Фрейр или Фрей - в германо-скандинавской мифологии бог плодородия и лета из рода ванов, сын Ньёрда и великанши Скади. Фрейру подвластен солнечный свет, он посылает людям богатые урожаи. Он не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле как между отдельными людьми, так и между целыми народами. 

  Открыть / закрыть спойлер  

Перед севом в скандинавском поселении в Уэссексе Лагерта приносит в жертву Фрейру скот, что вызывает сильное недовольство присутствующих христиан.

Фрейя - в германо-скандинавской мифологии дочь вана Ньёрда и сестра Фрейра, богиня войны, плодородия, любви и красоты. Изначально обитала в Ванахейме, после войны богов перешла в Асгард. Фрейя научила асов искусству волшебства и колдовства (сейд), которое было известно ванам. 

  Открыть / закрыть спойлер  

Лагерта считает Фрейю своей покровительницей.

Эта страница использует материалы Википедии. Как и на Викинги Вики, текст Википедии доступен в соответствии с Creative Commons Licensed.