ФЭНДОМ

Ты умрешь в день, когда слепой увидит тебя.
— Предсказание Провидца Рагнару Лодброку, Что могло бы быть

Провидец - загадочный слепой отшельник из Каттегата, чей дар предвидения широко известен всей округе. И хотя предсказания Провидца зачастую туманны, они всегда сбываются в той или иной форме. Скандинавы верят в мистические способности мудреца и обращаются к нему, чтобы узнать о своей судьбе и будущем, которые, по их представлениям, уже предрешены богами.

Провидец редко покидает свое жилище и не принимает активного участия в событиях сериала. Во всех сезонах его роль, как правило, ограничивается лишь предсказаниями и наставлениями.

Биография Править

Сезон 1 Править

Впервые Провидец появляется на экране, когда его хижину навещают Рагнар Лодброк и его двенадцатилетний сын Бьёрн. Мудрец предрекает Рагнару великое будущее, добавив, что воин должен убедить богов, чьи законы стоят намного выше людских, изменить руны в его пользу. Рагнар спрашивает, должен ли он тогда взять закон людей в свои руки, но Провидец не дает определенного ответа. Упрекнув старца в том, что он ничем ему не помог, проситель уходит.

После первой удачи Рагнара на Западе он получает разрешение ярла Харальдсона на второй поход. Провидца можно увидеть в Каттегате, когда жители во главе с вождем встречают Рагнара, вернувшегося из второго успешного набега на англосаксонское королевство Нортумбрия.

После провалившегося суда над Рагнаром, ложно обвиненным в убийстве Кнута Тьёдольфа, Харальдсон является за советом к Провидцу. Тот предвещает ярлу раздор и кровопролитие и говорит, что Рагнар жаждет его смерти, в результате которой сам станет ярлом. Харальдсон считает, что боги всегда были благосклонны к нему, но Провидец напоминает, что они позволили двоим его сыновьям умереть. Тогда правитель спрашивает, есть ли вообще боги, на что Провидец лишь смеется. Неясно, что выражает сардонический смех мудреца: он либо смеется над глупостью сказанного, либо со злой иронией подтверждает сомнения вождя.

После смерти и похорон Харальдсона бывший раб Этельстан спрашивает новоиспеченного ярла Рагнара о том, что такое Рагнарёк. Тот решает красочно продемонстрировать христианину суть этого великого события: в жаровню медового зала подбрасываются особые травы, затем появляется Провидец, который подробно рассказывает о Сумерках богов.

Во время паломничества Рагнара, его близких и друзей в Старую Уппсалу, где проходит традиционный религиозный фестиваль, Провидец ведет Этельстана в главное капище, чтобы тот побеседовал с верховным жрецом. После этого Провидец рассказывает, что Этельстан не подходит на роль жертвы, так как его душа, не отказавшись от прежней веры, не может считаться добродетельной. Чтобы избежать гнева богов, нужно найти ему замену. Флоки, решившего отдать свою жизнь, останавливает Хельга, а Арна - Лейф, который ложится на жертвенный алтарь следующим утром.

Когда Рагнар по поручению конунга Хорика едет в Гёталанд, Провидца навещает Лагерта. Она делится с мудрецом своей тревогой о муже и посещающими ее ночными кошмарами с призраками. Он говорит, что тени приходят из Хельхейма, но когда женщина просит уточнить, с какой целью, в гневе отмахивается. Затем он говорит, что над Рагнаром нависла угроза, но не материальная, а колдовская. На дальнейшие вопросы прорицатель, чувствуя душевную боль, наотрез отказывается отвечать. Вскоре после этого Рагнар знакомится с Аслауг, которая обладает мистическим даром вёльвы и в недалеком будущем займет место Лагерты на супружеском ложе.

Сезон 2 Править

Навестив Провидца, ярл Рагнар интересуется будущим своих сыновей, двоих из которых к этому моменту уже родила Аслауг. Старец отвечает, что о сыновьях Рагнара будут говорить, покуда у людей будут для этого языки. Он добавляет, что один женится на дочери правителя, другой будет бороздить безбрежные моря и океаны, а слава их превзойдет Рагнарову. От вопросов о жизни и здоровье Бьёрна, который уехал с Лагертой после их развода, прорицатель отмахивается.

Когда гётский ярл Борг в отсутствие Рагнара Лодброка вероломно захватывает Каттегат, Провидец стоит на главной площади, где новый правитель провозглашает свою власть. После речи Борг, разыскивающий сбежавших членов семьи Рагнара, заходит в дом к мудрецу и спрашивает, знал ли Провидец о предстоящем вторжении и рассказывал ли он об этом кому-либо в Каттегате. Провидец не дает четкого ответа, ссылаясь на свое полное повиновение богам. Когда правитель задает вопрос о своей судьбе, мудрец говорит о парящем над Боргом орле, который одновременно является им самим. Борг трактует видение как исключительно добрый знак, но это становится его роковой ошибкой, поскольку Рагнар, победив ярла гётов, подвергнет его страшной казни, известной как «кровавый орёл».

После освобождения Каттегата Рагнар вспыхивает прежними чувствами к Лагерте (которая существенно помогла ему войсками) и признается Провидцу, что хочет ее и Аслауг одновременно. Провидец рассказывает ярлу легенду об ване Ньёрде и великанше Скади, намекая, что глупо считать, будто он может выбирать.

К Провидцу приходит Сигги, вдова ярла Харальдсона. Женщина несчастна; она жалуется на утрату былого положения и хочет вернуть его. Провидец говорит ей, что боги всегда будут благосклонны к храбрым женщинам.

Рагнар интересуется судьбой Этельстана, оставшегося в Англии после поражения конунга Хорика. Провидец говорит, что его нет ни в Вальхалле, ни в Хельхейме, следовательно, он жив, но его дух страдает, разрываясь между христианством и скандинавским культом. Ярл спрашивает, где же находится его друг, на что прорицатель отвечает, что он сейчас со знакомым Рагнару королем (имея в виду Эгберта).

Сезон 3 Править

Став ярлом Хедебю, Лагерта спрашивает, родит ли она еще ребенка. Игнорируя этот вопрос, Провидец отвечает, что увидит урожай, празднуемый в крови (языческие обряды во время сева в будущем скандинавском поселении в Уэссексе), обманщика, чье оружие рассекает Лагерту (им окажется возлюбленный Лагерты - Калф), мраморный город (Париж) и бурлящий, пылающий океан (кипящее масло, которое выльется на головы норманнов при штурме Парижа и будет подожжено). Когда воительница сердится на неясность его слов, мудрец отвечает, что такова суть пророчеств. Тогда женщина спрашивает о своей смерти, но и здесь предсказатель бессилен, хотя и говорит, что Фригг приняла решение, которое раскроет ему позднее.

Когда войска конунга Рагнара и Лагерты отправляются в Уэссекс, Сигги снится, что Провидец залит кровью, связан и не способен шевельнуться. Вскоре после этого в Каттегате появляется мистический странник Харбард, который перед этим снится Аслауг, Хельге и Сигги. Хорошо принятый в длинном доме, он впервые успокаивает боль маленького Ивара - младшего сына Рагнара, страдающего от врожденного изъяна.

Пока Харбард гостит в городе, местный рыбак случайно вылавливает сетями тела двух мертвых мальчиков; удивительно то, что утопленники были обнаружены им очень далеко от берега. Навестив Провидца, встревоженная Сигги рассказывает ему о Харбарде и сопровождающих его появление странных событиях, считая, что странник - колдун. Она также делится сном, в котором видела Провидца связанным. Поразительно, но всевидящий ничего не может сказать о Харбарде; более того, он сам словно растерян и подавлен. Он соглашается лишь с тем, что им никто не поможет. Вскоре после этого Сигги погибает, спасая из полыньи маленьких Уббе и Хвитсерка.

После ухода Харбарда и возвращения войск Рагнара из Уэссекса конунг появляется в хижине Провидца. Не скрывая любопытства, он спрашивает мудреца о незнакомом ему Париже, который собирается разграбить. Говоря, что ясно видит его ворота, Провидец предрекает, что не живой, но мертвый покорит Париж. К этим неясным намекам он добавляет, что принцесса коронует медведя, что не сулит Рагнару ничего хорошего.

Позднее к мудрецу заглядывает Ролло, топящий в пьянстве горечь утраты Сигги и свою никчемность в тени брата. Он говорит, что любит Рагнара, принявшего его назад, но нынешняя жизнь не дает ему покоя и вынуждает страдать и гневаться. Он называет себя безнадежным неудачником, на что Провидец лишь издевательски смеется. Затем мудрец изрекает: «О, Ролло, если бы ты знал, что боги уготовили тебе, ты бы сейчас пустился в пляс нагишом на берегу». Изумленный воин готов осыпать Провидца вопросами, но тот лишь повторяет сказанное Рагнару: «Медведь женится на принцессе, и ты будешь присутствовать на их свадьбе». Сказав это, отшельник велит воину оставить его в покое.

Предсказания Провидца обоим братьям сбываются в полной мере: Рагнар, забравшись в гроб, притворяется мертвым и открывает войскам ворота неприступного Парижа, а Ролло, подобный в бою могучему медведю, женится на франкской принцессе Гизеле, восстав против своего брата и народа.

Сезон 4 Править

Устав от разваливающегося брака с Рагнаром, Аслауг находит Провидца на поле за сбором грибов и кореньев. Подразумевая себя, она спрашивает, видит ли он женщину во главе Каттегата. Мудрец задает ей щекотливый вопрос о смерти ее мужа-конунга, но Аслауг остается невозмутимой. Тогда он говорит, что видел в будущем женщину-правительницу, но отказывается назвать ее имя.

В канун Йоля к Провидцу впервые приходит Флоки. Поняв кто перед ним, мудрец в метафорической форме заявляет, что ждал его появления невероятно долго. По его просьбе смущенный мастер приближается и протягивает руку. Провидец проводит по ней языком (как если бы он сам был простым просителем) и затем словно впадает в транс, а Флоки, видя его состояние, невинно смеется.

Зайдя к Провидцу перед вторым походом во Франкию, конунг Рагнар спрашивает о дне своей смерти. Ответ таков: «Ты умрешь в день, когда слепой увидит тебя». Правитель несколько удивлен, но хорошо запоминает сказанное.

В финале вторжения скандинавской армии во Франкию разыгрывается драматическая битва на реке Сене, во время которой два брата, Рагнар и Ролло, схлестываются в смертельном поединке. Находясь в Каттегате, Провидец чувствует происходящее, и кричит, испытывая душевные муки. Проиграв битву и оставив Франкию, Рагнар утрачивает всякое влияние. Вернувшись на родину, он надолго исчезает.

Через девять лет конунг возвращается, ошеломив весь Каттегат. Бьёрн заходит к Провидцу, чтобы тот поведал, что ждет их после этого события. Мудрец говорит, что появление вождя не сулит ничего хорошего и принесет лишь бедствия, хаос и смерть. Бьёрн спрашивает, кто умрет, но отшельник велит ему уйти. Тогда Железнобокий пытается уточнить, какие испытания им выпадут. Провидец предрекает, что бед будет великое множество и Бьёрн должен не радоваться, а проклинать тот день, когда вернулся его отец. Услышанное омрачает молодого лидера.

Когда войска Хедебю занимают Каттегат после отплытия флотов Рагнара и Бьёрна, Провидец присутствует на центральной городской площади, свидетельствуя напряженную встречу двух правительниц - Лагерты и Аслауг, в результате которой последняя погибает.

Тем временем в Англии король Эгберт пленяет Рагнара Лодброка и в сопровождении конвоя отправляет его на казнь к нортумбрийскому королю Элле. Телегой, перевозящей клетку с вождем, управляет совершенно слепой старик. Рагнар замечает его слепоту, но перевозчик утверждает, что «видит» конунга благодаря страху остальных. Вождь вспоминает предсказание Провидца: «ты умрешь в день, когда слепой увидит тебя», и уже вслух уточняет, когда именно его привезут к Элле - то есть, казнят. Возничий говорит, что завтра и затем мистическим образом превращается в Провидца. Тогда Рагнар насмехается над несовпадением и заявляет предсказателю, что он здесь, потому что сам управляет своей судьбой и планирует события, а боги вымышлены людьми лишь для моральной поддержки. Провидец не согласен, но затем признает возможность своей ошибки. Когда пленный конунг недоумевающе переспрашивает собеседника, видение проходит и перед ним вновь оказывается незрячий англосакс. Рагнара привозят к Элле и тот бросает легендарного предводителя викингов в яму со змеями.

По прошествии некоторого времени Лагерта рассказывает Провидцу, что ей привиделся покойный Рагнар. Тот отвечает, что тоже мельком видел Рагнара на пути в Вальхаллу - совершенно счастливого. Нежно улыбнувшись, женщина затем спрашивает, погибнет ли она от руки кого-либо из сыновей конунга, и мудрец, помедлив, отвечает утвердительно. Разумеется, это сильно огорчает правительницу, но она смиряется с неизбежным.

Чтобы отомстить за смерть Рагнара Лодброка, в Каттегате со всей Скандинавии собирается Великая языческая армия. Провидец присутствует на торжественном обряде, во время которого молодой свейский ярл Йоргенсен отдает свою жизнь церемониальному клинку во имя успеха кампании.

Сезон 5 Править

Лагерта спрашивает Провидца, увидит ли она Бьёрна, вновь отплывшего в Средиземное море. Он говорит, что это случится при страшных обстоятельствах, ибо то, что происходило до сих пор, было лишь началом конца, который должен наступить после смерти Рагнара Лодброка. Дроттнинг начинает настойчиво расспрашивать о том, что грядет, но прорицатель не желает раскрывать подробностей, считая, что никто не может изменить судьбу. Сильно переживая за сына, Лагерта оправдывает свою тревогу материнской любовью, но мудрец неумолим.

Когда начинается междоусобная война с Вестфольдом и приходит время решающей битвы за Каттегат, Маргрет, жена Уббе и бывшая рабыня, впадает в состояние помешательства. Она беседует с Провидцем о возможности убийства маленьких детей Бьёрна (наследника трона Каттегата), чтобы увеличить шансы на возвышение Уббе. Маргрет также спрашивает о том, придет ли она или ее муж к власти. Мудрец называет девушку безумной и отвечает на ее вопросы с неохотой и пренебрежением.

Личность и способности Править

В одной из бесед Провидец намекает, что ему более ста лет. О его семье и прошлом ничего не известно. Также остается неясным, был ли он обезображен с рождения, из-за болезни или насильственно. Однако его видения удивительным образом сбываются, и это делает его одним из самых почитаемых символов Каттегата. Провидца рассматривают как прямого посредника между людьми и богами, и он наслаждается тем, что к нему регулярно приходят просители - от простых земледельцев до могущественных скандинавских конунгов.

Зачастую мудрец уже знает о событиях, которые приводят к нему, и может узнать человека, даже не видя его. Он повествует о будущем в запутанной, метафорической форме, которую далеко не всегда легко интерпретировать. Сам Провидец редко добавляет что-либо к описанию своих видений и обычно уклоняется от уточняющих вопросов, ссылаясь на волю богов. После предсказания проситель, по традиции, проводит языком по ладони Провидца, приобщаясь к обретенной мудрости; это может быть «языческой» отсылкой к поцелую руки священника.

Будучи посредником между миром людей и духов, Провидец фанатично верит в скандинавских богов и относится к другим верованиям весьма настороженно. Однако он не выставляет напоказ свои чувства, как это делает Флоки, и вообще редко проявляет эмоции. Провидец также не демонстрирует каких-либо политических предпочтений или личных симпатий, в равной мере помогая всем, кто к нему обращается. Впрочем, иногда он бывает обеспокоен своими видениями и не хочет делиться ими, чтобы не причинить просителю боль, а с теми людьми, которые избраны богами, мудрец все же контактирует охотнее.

Интересно, что Провидец ничего не может сказать о Харбарде, что косвенно подтверждает мистическую или божественную природу странника.

Судя по реакции прорицателя на битву Рагнара с Ролло, его появлению перед Рагнаром, которого везут на казнь и прочие подобные случаи можно сделать вывод, что Провидец способен чувствовать определенных людей и контактировать с ними телепатически. Кроме того, можно косвенно судить о связи мудреца с во́ронами - мистическими вестниками воли богов, которые удивительным образом оказываются в тех местах и видят тех людей, о которых он рассказывает просителям.

Цитаты Править

О, Ролло, если бы ты знал, что боги уготовили тебе, ты бы сейчас пустился в пляс нагишом на берегу!
— Провидец ошеломляет Ролло своим пророчеством, Узурпатор
Я вижу, что не живой, но мертвый покорит Париж.
— Предсказание Провидца Рагнару перед походом на Париж, Узурпатор
Да, я это видел. Однажды женщина будет править Каттегатом.
— Провидец открывает будущее Аслауг, Хорошее предательство
Безумцы унаследуют этот мир.
— Провидец отвечает на вопросы Маргрет, Моменты видения

Интересные факты Править

  • Одной из причин уродства Провидца могла быть перенесенная проказа. Если бы не его способности, он стал бы изгоем.
  • Мужчины-шаманы (норв. Seidmadhr или Spaemadhr) были редкостью в скандинавском обществе, потому что считалось, что магией могут заниматься только женщины-вельвы. В изначальном сценарии Провидец являлся женщиной.
  • Отсылки к слепым провидцам часто обнаруживаются в кельтской культуре: некоторые источники утверждают, что ирландские друиды ритуально ослеплялись раскаленным железом. Древнегреческие примеры, такие, как фиванский Тиресий или Гомер, предполагают, что ослепление является платой за дары прорицания и поэзии, черпаемые из духовных источников.
  • И конечно же, не стоит забывать скандинавские примеры ослепления в обмен на мудрость, тому подтверждение известный миф о верховном боге Одине, который пожертвовал своим правым глазом, чтобы испить из источника божественного знания.
  • Для создателей сериала предсказания Провидца являются отличным способом заинтриговать зрителя.
  • Благодаря гриму Провидца, меняющему лицо до неузнаваемости, актер Джон Кэвэна смог исполнить в сериале еще одну роль, причем ею оказалась «противоположность» языческого прорицателя - папа римский Лев IV.