ФЭНДОМ

Ты умрешь в день, когда слепой увидит тебя.
— Предсказание Провидца Рагнару Лодброку, Что могло бы быть

Провидец - загадочный слепой отшельник из Каттегата, чей дар предвидения широко известен по всей округе. И хотя предсказания Провидца зачастую туманны, они всегда сбываются в той или иной форме. Викинги верят в мистические способности мудреца и обращаются к нему, чтобы узнать о своей судьбе и ближайшем будущем, которые, по их представлениям, уже предрешены богами.

Биография

В одной из бесед Провидец намекает, что ему более ста лет. О его семье и прошлом ничего не известно. Также остается неясным, был ли он обезображен с рождения, из-за болезни или насильственно. Однако его видения удивительным образом сбываются, и это делает его одним из самых почитаемых символов Каттегата. Провидца рассматривают как прямого посредника между людьми и богами, и он наслаждается тем, что к нему регулярно приходят просители, от простых земледельцев до могущественных скандинавских конунгов.

Провидец редко покидает свое жилище и не принимает активного участия в событиях сериала. Во всех сезонах его роль ограничивается лишь предсказаниями и наставлениями.

Он повествует людям об их будущем в запутанной, метафорической форме, которую далеко не всегда легко интерпретировать. Сам Провидец редко добавляет что-то к описанию своих видений и обычно уклоняется от уточняющих вопросов, ссылаясь на волю богов.

После предсказания викинг, по традиции, проводит языком по ладони Провидца, приобщаясь к обретенной мудрости; это может быть «языческой» отсылкой к поцелую руки священника.

Личность и способности

Будучи успешным и одаренным предсказателем, Провидец фанатично верит в скандинавских богов и относится к другим религиозным верованиям исключительно как к угрозе. Когда ярл Харальдсон высказывает сомнения в существовании богов, Провидец смеется над ним, как над глупцом. Однако он не выставляет напоказ свои чувства, как это делает Флоки, и вообще редко проявляет эмоции.

Впрочем, порой Провидец бывает обеспокоен своими видениями и не хочет делиться ими, чтобы не причинить просителю душевную боль.

Также Провидец не демонстрирует каких-либо политических предпочтений или особенных личных симпатий, в равной мере помогая всем, кто к нему обращается.

Интересно, что Провидец ничего не может сказать о Харбарде, что косвенно подтверждает мистическую или божественную природу странника.

Судя по реакции предсказателя на битву Рагнара с Ролло, его явлению Рагнару, которого везут на казнь и прочие подобные случаи можно сделать вывод, что Провидец способен чувствовать определенных людей и контактировать с ними телепатически.

Интересные факты

  • Одной из причин уродства Провидца могла быть перенесенная проказа. Если бы не его способности, он стал бы изгоем.
  • Мужчины-шаманы (норв. Seidmadhr или Spaemadhr) были редкостью в скандинавском обществе, потому что считалось, что магией могут заниматься только женщины-вельвы. В изначальном сценарии Провидец являлся женщиной.
  • Отсылки к слепым провидцам часто обнаруживаются в кельтской культуре: некоторые источники утверждают, что ирландские друиды ритуально ослеплялись раскаленным железом. Древнегреческие примеры, такие, как фиванский Тиресий или Гомер, предполагают, что ослепление является платой за дары прорицания и поэзии, черпаемые из духовных источников.
  • И конечно же, не стоит забывать скандинавские примеры ослепления в обмен на мудрость, тому подтверждение известный миф о верховном боге Одине, который пожертвовал своим правым глазом, чтобы испить из источника божественного знания.
  • Для создателей сериала предсказания Провидца являются отличным способом заинтриговать зрителя.
  • Благодаря гриму Провидца, меняющему лицо до неузнаваемости, Джон Кэвэна смог исполнить в сериале еще одну роль, причем ею оказалась «противоположность» языческого прорицателя - папа римский Лев IV.