ФЭНДОМ

Ляпы

Несмотря на увлекательность и проработанность, сериал «Викинги» содержит целый ряд ошибок и неточностей. Здесь приведены основные из них.

Внимание! Если вы не желаете испортить впечатление от просмотра сериала, рекомендуем вам воздержаться от чтения данной статьи.

Ляп 1: собственно, хронология Править

Монах Этельстан незадолго до вторжения викингов

В сериале «Викинги» значительно искажены биографии и годы жизни персонажей, которые основаны на исторических личностях. Деяния одних и тех же людей охватывают исторический период протяженностью более века.

Так, действие первого сезона начинается в 793 году, когда скандинавы разорили монастырь св. Кутберта в Нортумбрии (первое нападение викингов, которое четко зафиксировано в письменных источниках). Исторический Рагнар Лодброк в нем не участвовал. Но в сериале Рагнар и его брат Ролло возглавляют этот набег, и, судя по тому, что у Рагнара уже есть дети-подростки, им никак не менее 30 лет (год рождения телевизионного Рагнара - 763, Ролло - 762). В этом смысле совсем неправдоподобным представляется участие братьев в походе на Париж 845 года, когда столица, согласно источникам, была разграблена Рагнаром Лодброком, и 911 года, когда был заключен Сен-Клер-сюр-Эптский договор с Роллоном и основано герцогство Нормандия, поскольку обоим должно было быть за 80 лет в первом случае и около 150 лет - во втором. То же относится к исторической дате казни Рагнара Лодброка (865 г.) и вторжению Великой языческой армии (867 г.), ведь если Рагнар родился в 763 году, то к моменту смерти ему должно было исполниться 102 года, что также не представляется реальным.

Чтобы избавиться от перечисленных здесь и далее несоответствий в датах и совместить живших в разное время людей, сценаристы «Викингов» нашли простой выход - придумали свою собственную хронологию, имеющую мало чего общего с исторической.

Ляп 2: Ролло и Роллон Править

Свадьба Ролло и Гизелы 2

Исторический Роллон (он же Хрольф, Ролло и Роберт I), получивший от Карла Простоватого земли Нормандии, никак не может быть отождествлен с телевизионным Ролло. Роллон родился примерно в 860 году, то есть гораздо позже казненного в 865 году конунга Рагнара Лодброка и не состоял с ним в каких-либо родственных связях. Исходя из этого, Карл Простоватый и его дочь Гизела также не могут быть современниками Рагнара Лодброка, короля Эгберта и ряда других персонажей, показанных в сериале.

Ляп 3: три в одномПравить

Карл

Для образа императора Карла создатели сериала использовали описания сразу трех франкских королей: Карла Простоватого, Карла Толстого и Карла Лысого. Этот «смешанный» персонаж объединяет разные временные промежутки, совмещенные в «Викингах» вопреки историческим данным.

Ляп 4: несуществующий союзПравить

Элла и Эгберт после разгрома датских войск

Король Эгберт и его венценосный собрат, король Элла II, никогда не встречались и даже не были современниками. Эгберт правил в 802-839 гг., в то время как Элла был казнен в 867 г., пробыв на троне Нортумбрии всего несколько лет. Историческими современниками Эгберта должны были быть нортумбрийские короли Эрдвульф (правил в 796-806 гг.) и его сын Энред (правил в 808/810-841). В сериале же Элла выступает бессменным властителем Нортумбрии не менее 23 лет!

Ляп 5: недомолвки в семье Править

Дети Рагнара

В сериале присутствует ряд несоответствий средневековым источникам относительно жен и потомства Рагнара Лодброка. Так, между Лагертой и Аслауг Рагнар был женат на полулегендарной Торе из Гёталанда (др.-сканд. Þóra Borgarhjǫrtr) и имел множество неназванных любовниц (наложниц), как и Тора, совершенно отсутствующих в сериале (если не считать вымышленную сценаристами китаянку Иду). Бьёрн Железнобокий являлся сыном Аслауг, а не Лагерты. Уббе (Убба) был рожден от неизвестной матери и не являлся первенцем Аслауг. Не упоминаются многочисленные дети Рагнара: сын Фридлейв и еще одна дочь (от Лагерты), Эйрик и Агнар (от Торы), Харальд, Хальвдан, Ульв и Рагнхильд (от неназванных матерей). Таким образом, Рагнар из саг имел не менее 14 детей, Рагнар из сериала - 6 (не считая мертворожденных).

Ляп 6: закреплены намертво Править

Голова дракона

Резные головы драконов на скандинавских длинных кораблях (которые сегодня принято называть драккарами) были съемными и украшали суда только во время военных походов. При приближении к дружественным землям голова дракона убиралась - по поверьям народов Севера, она могла напугать или разозлить добрых духов. Если викинги желали мира, вождь показывал с носа драккара щит, внутренняя сторона которого была выкрашена в белый цвет. В сериале «Викинги» скандинавские корабли носят резные головы постоянно, а людям на берегу зачастую приходится гадать, с какими намерениями приближается незнакомое судно.

Ляп 7: брат или отец? Править

Хальвдан и Харальд

Согласно средневековым источникам, Хальвдан Чёрный (др.-сканд. Hálfdan svarti) являлся отцом Харальда Прекрасноволосого. В сериале же он показан его младшим братом, хотя известно, что Харальд не имел братьев или сестер.

Ляп 8: очень длинные щиты Править

Хемунд и его воины
Шерборнские воины, сопровождающие епископа Хемунда, используют длинные щиты с прямым верхним краем, загнутыми боковинами и сужающимся низом, по форме близкие к треугольным. С учетом того, что появление епископа в сериале приходится на начало IX в., это едва ли представляется достоверным. Длинные щиты стали распространяться по Европе лишь в конце X - начале XI вв. До этого в войсках европейских стран применялись щиты круглой формы.
Гизела и гвардеец

Это же относится к удивительным щитам, которые в сериале используют франкские солдаты. Они довольно крупные, имеют овальную форму (то есть, относятся к длинным щитам) и вырезы по бокам неясного назначения. Щиты овальной, или эллиптической формы могли использоваться в Древнем Риме или после XI века и не были типичны для Франкского государства. В четвертом сезоне у франков появились щиты меньшей и условно круглой формы - условно, потому что вырезы по бокам сохранились. В кадре видно, как малые щиты висят на бортах судов, а прислоненные друг к другу вырезы образуют круглые отверстия, в которые проходят весла. Но, для чего бы не предназначались эти выемки - для боя, транспортировки или декорации - во Франкии IX века им точно не место.

Ляп 9: красота требует жертв Править

Великая армия (0)

Несмотря на интересный внешний вид, используемая скандинавами одежда и защитные доспехи едва ли соответствуют известным историческим прототипам. Многие наряды слишком сложны и замысловаты для тех времен, в них слишком много элементов из кожи. Подобный дизайн также не очень функционален: так, актриса Кэтрин Винник, исполняющая роль Лагерты, признавалась, что шнуровка сценических платьев удлиняла время удовлетворения ею естественной нужды до 20 минут. Говоря о защите для тела, историки соглашаются с тем, что викинги носили более надежные доспехи и снаряжение, чем те, что показаны в сериале.

Ляп 10: массовка в кроссовках Править

С5C1 48

В «Викингах» не всегда уделено должное внимание массовке. Среди ее актеров время от времени можно наблюдать отсутствие исторического грима при наличии соответствующей одежды. Одни и те же нестареющие фоновые персонажи могут появляться на разных сторонах на протяжении всех сезонов сериала. Иногда на заднем плане появляются даже погибшие в прошлых сериях персонажи (например, в начале серии Налет Кнут стоит за спиной ярла Харальдсона, благословляющего ребенка). В батальных сценах ноги сражающихся обуты в небрежно обмотанные тряпками кроссовки (вместо тряпок иногда используются чехлы, имитирующие обувь), а историческая обувь второстепенных и даже главных персонажей может иметь характерные для современной обуви подошвы с рисунком.