ФЭНДОМ

Флоки после убийства

Хуже, чем спойлеры

Внимание! Содержание этой статьи может не только раскрыть детали сюжета, но и сильно испортить впечатление от просмотра сериала. Будьте осторожны.

Ляпы

Несмотря на увлекательность и проработанность, сериал «Викинги», как и многие исторические фильмы, содержит ошибки и неточности. Здесь приведены основные из них.

Ляп 1: собственно, хронология

Монах Этельстан незадолго до вторжения викингов

В сериале «Викинги» значительно искажены биографии и годы жизни персонажей, которые основаны на исторических личностях. Деяния одних и тех же людей охватывают исторический период протяженностью более века.

Так, действие первого сезона начинается в 793 году, когда скандинавы разорили монастырь св. Кутберта в Нортумбрии (первое нападение викингов, которое четко зафиксировано в письменных источниках). Исторический Рагнар Лодброк в нем не участвовал. Но в сериале Рагнар и его брат Ролло возглавляют этот набег, и, судя по тому, что у Рагнара уже есть дети-подростки, им никак не менее 30 лет (год рождения телевизионного Рагнара - 763, Ролло - 762). В этом смысле совсем неправдоподобным представляется участие братьев в походе на Париж 845 года, когда столица, согласно источникам, была разграблена Рагнаром Лодброком, и 911 года, когда был заключен Сен-Клер-сюр-Эптский договор с Роллоном и основано герцогство Нормандия, поскольку обоим должно было быть за 80 лет в первом случае и около 150 лет - во втором. То же относится к исторической дате казни Рагнара Лодброка (865 г.) и вторжению Великой языческой армии (867 г.), ведь если Рагнар родился в 763 году, то к моменту смерти ему должно было исполниться 102 года, что также не представляется реальным.

Чтобы избавиться от перечисленных здесь и далее несоответствий в датах и совместить живших в разное время людей, сценаристы «Викингов» нашли простой выход - придумали свою собственную хронологию, имеющую мало чего общего с исторической.

Ляп 2: Ролло и Роллон

Свадьба Ролло и Гизелы 2

Исторический Роллон (он же Хрольф, Ролло и Роберт I), получивший от Карла Простоватого земли Нормандии, никак не может быть отождествлен с телевизионным Ролло. Роллон родился примерно в 860 году, то есть гораздо позже казненного в 865 году конунга Рагнара Лодброка и не состоял с ним в каких-либо родственных связях. Исходя из этого, Карл Простоватый и его дочь Гизела также не могут быть современниками Рагнара Лодброка, короля Эгберта и ряда других персонажей, показанных в сериале.

Ляп 3: три в одном

Император Карл

Для образа императора Карла создатели сериала использовали описания сразу трех франкских королей: Карла Простоватого, Карла Толстого и Карла Лысого. Этот «смешанный» персонаж объединяет разные временные промежутки, совмещенные в «Викингах» вопреки историческим данным.

Ляп 4: несуществующий союз

Элла и Эгберт после разгрома датских войск

Король Эгберт и его венценосный собрат, король Элла II, никогда не встречались и даже не были современниками. Эгберт правил в 802-839 гг., в то время как Элла был казнен в 867 г., пробыв на троне Нортумбрии всего несколько лет. Историческими современниками Эгберта должны были быть нортумбрийские короли Эрдвульф (правил в 796-806 гг.) и его сын Энред (правил в 808/810-841). В сериале же Элла выступает бессменным властителем Нортумбрии не менее 23 лет!

Ляп 5: недомолвки в семье

Дети Рагнара

В сериале присутствует ряд несоответствий средневековым источникам относительно жен и потомства Рагнара Лодброка. Так, между Лагертой и Аслауг Рагнар был женат на полулегендарной Торе из Гёталанда (др.-сканд. Þóra Borgarhjǫrtr) и имел множество неназванных любовниц (наложниц), как и Тора, совершенно отсутствующих в сериале (если не считать вымышленную сценаристами китаянку Иду). Бьёрн Железнобокий являлся сыном Аслауг, а не Лагерты. Уббе (Убба) был рожден от неизвестной матери и не являлся первенцем Аслауг. Не упоминаются многочисленные дети Рагнара: сын Фридлейв и еще одна дочь (от Лагерты), Эйрик и Агнар (от Торы), Харальд, Хальвдан, Ульв и Рагнхильд (от неназванных матерей). Таким образом, Рагнар из саг имел не менее 14 детей, Рагнар из сериала - 6 (не считая мертворожденных).

Ляп 6: корабельный вопрос

Голова дракона

Резные головы драконов на скандинавских длинных кораблях (которые сегодня принято называть драккарами) были съемными и украшали суда только во время военных походов. При приближении к дружественным землям голова дракона убиралась - по поверьям народов Севера, она могла напугать или разозлить добрых духов. Если викинги желали мира, вождь показывал с носа ладьи щит, внутренняя сторона которого была выкрашена в белый цвет. В сериале «Викинги» корабли носят резные головы постоянно, а скандинавам на берегу зачастую приходится гадать, с какими намерениями приближается незнакомое судно.

С5C1 42

Скандинавские корабли в «Викингах». Эти три судна вполне могло бы заменить одно - равное или превосходящее их общую длину.

Кроме того, показанные в сериале корабли довольно малы. Во флоте Рагнара Лодброка у ладей не более 5 пар весел, а численность воинов на борту в самом лучшем случае достигает 20-30 человек. В четвертом сезоне у Бьёрна Железнобокого появляются корабли покрупнее, но ненамного - 6 пар весел. Исходя из того, что минимум для длинного корабля - 12 пар, ни один корабль в «Викингах» не дотягивает до знаменитых драков («драконьих кораблей», драккаров), чья команда достигала 100-150 воинов, а число пар весел - до 35. Показанные суда не относятся даже к снекам («змеиным кораблям», снеккарам) с командой до 60 человек и числом пар весел до 25-30 и вообще к длинным кораблям. И хотя размеры «лодочек» компенсируются их большой численностью, едва ли подобные суда могли быть использованы викингами в военных походах.

Ляп 7: брат или отец?

Хальвдан и Харальд

Согласно средневековым источникам, Хальвдан Чёрный (др.-сканд. Hálfdan svarti) являлся отцом Харальда Прекрасноволосого. В сериале же он показан его младшим братом, хотя известно, что Харальд не имел братьев или сестер.

Ляп 8: культовый

Уппсала - храм 2

Показанное в «Викингах» языческое капище Уппсалы воспроизведено исторически неверно, поскольку его основой послужил внешний вид языческого храма Уппокра и (!) норвежских христианских церквей. Расположение города также недостоверно: Старая Уппсала, важнейший центр древнескандинавского культа, находилась на равнине, а не в горах, как это продемонстрировано в сериале.

1х08 Промо 5

Языческий жрец в «Викингах».

Что касается внешнего вида показанных в сериале скандинавских языческих жрецов (обритые головы, ритуальный раскрас и шрамирование лица, церемониальная одежда) - он не основан на каких-либо исторических описаниях и был выдуман создателями сериала.

Ляп 9: очень длинные щиты

Хемунд и его воины
Шерборнские воины, сопровождающие епископа Хемунда, используют длинные щиты с прямым верхним краем, загнутыми боковинами и сужающимся низом, по форме близкие к треугольным. С учетом того, что появление епископа в сериале приходится на начало IX в., это едва ли представляется достоверным. Длинные щиты стали распространяться по Европе лишь в конце X - начале XI вв. До этого в войсках европейских стран применялись щиты круглой формы.
Гизела и гвардеец

Это же относится к удивительным щитам, которые в сериале используют франкские солдаты. Они довольно крупные, имеют овальную форму (то есть, относятся к длинным щитам) и вырезы по бокам неясного назначения. Щиты овальной, или эллиптической формы могли использоваться в Древнем Риме или после XI века и не были типичны для Франкского государства. В четвертом сезоне у франков появились щиты меньшей и условно круглой формы - условно, потому что вырезы по бокам сохранились. В кадре видно, как малые щиты висят на бортах судов, а прислоненные друг к другу вырезы образуют круглые отверстия, в которые проходят весла. Но, для чего бы не предназначались эти выемки - для боя, транспортировки или декорации - во Франкии IX века им точно не место.

Ляп 10: красота требует жертв

Великая армия (0)

Несмотря на интересный внешний вид, используемая скандинавами одежда и защитные доспехи едва ли соответствуют известным историческим прототипам. Многие наряды слишком сложны и замысловаты для тех времен, в них слишком много элементов из кожи. Подобный дизайн также не очень функционален: так, актриса Кэтрин Винник, исполняющая роль Лагерты, признавалась, что шнуровка сценических платьев удлиняла время удовлетворения ею естественной нужды до 20 минут. Говоря о защите для тела, историки соглашаются с тем, что викинги носили более надежные доспехи и снаряжение, чем те, что продемонстрированы в сериале.

Неточности и ошибки в нарядах и снаряжении также встречаются среди представителей других сторон (англосаксы, франки и т. д.), показанных в сериале.

Ляп 11: общий гардероб

Ляпы с украшениями

Иногда в сериале можно заметить, что в одежде персонажей, даже если они принадлежат разным лагерям, встречаются совершенно одинаковые элементы - особенно это касается украшений.

Ляп 12: массовка в кроссовках

С5C1 48
Бьёрн уносит раненую мать

Обратите внимание на подошвы.

В «Викингах» не всегда уделено должное внимание массовке. Среди ее актеров время от времени можно наблюдать полное отсутствие грима при наличии исторической одежды. Например, в ладье вперемешку с длинноволосыми бородатыми скандинавами сидят люди с современными стрижками и отрешенными взглядами, явно посаженные в корабль для количества. В батальных сценах ноги многих сражающихся обуты в наскоро обмотанные тряпками кроссовки, которые в некоторых кадрах видны великолепно; наряду с тканью для обуви как второстепенных, так и главных персонажей используются чехлы, имитирующие средневековую обувь. Если чехлы не используются и обувь историческая, то она может иметь современные подошвы с рисунком. В общем, при детальном рассмотрении все это выглядит весьма неправдоподобно, но если смотреть фильм без пауз, эти промахи постановщиков можно и не заметить.

Ляп 13: бессмертные и непобедимые

Фоновый персонаж

Присмотритесь - этого колоритного бородача можно увидеть во всех сезонах. Как и его товарищей.

На гриме и костюмах проблемы с массовкой не заканчиваются. Если смотреть внимательно, можно заметить, что в сериале участвует целый ряд нестареющих фоновых персонажей. Они могут появляться на разных сторонах на протяжении всех сезонов - со времен ярла Харальдсона до последних серий. Это более чем удивительно, особенно если речь идет о воинах, ведь в кровопролитных битвах на глазах у зрителя погибают лучшие бойцы из числа главных и второстепенных персонажей, а эти бойцы всегда живы-здоровы (привет Тостигу).

Фоновый персонаж 2

Этот воин (обведен кругом) был безжалостно испепелен и расстрелян в серии «Накануне». Но уже в «Родине» он, воскреснув и сменив сторону, яростно сражается за Йорк.

Но и это еще не все. Иногда на заднем плане видны даже те, кто погиб в прошлых сериях - причем не только участники массовки, но и второстепенные персонажи (например, в начале серии «Налет» Кнут стоит за спиной ярла Харальдсона, благословляющего ребенка).

Ляп 14: пылкая юность, пылкая ненависть

Месть

Судя по английским хроникам и скандинавским сагам, сыновья Рагнара Лодброка, возглавлявшие Великую языческую армию, сражались сообща и многие из них (Ивар, Хальфдан, Сигурд, Уббе, Ульв и другие) ушли из жизни на территории Англии и Ирландии в ходе совместного завоевания этих земель. В «Викингах» отношения братьев настолько конфликтны, что один из них (Ивар Бескостный) вопреки известным жизнеописаниям убивает другого (Сигурда Змееглазого), а затем все они, напрочь позабыв об Англии, возвращаются в Скандинавию, чтобы выступить друг против друга в военном конфликте Харальда Прекрасноволосого с Лагертой. В ходе этого противостояния один из сыновей Рагнара даже убивает Гутрума, чей исторический прототип внес значительный вклад в завоевание Восточной Англии и правил ею до самой смерти. Словом, вместо того, чтобы покорять Британские острова, предводители Великой языческой армии грызутся между собой на родине, причем не на жизнь, а на смерть.

Кроме того, несколько настораживает их возраст: в «Викингах» сыновья Рагнара (и, кстати, Гутрум) настолько молоды и неопытны, что только старший из них, Бьёрн, ведет Великую армию, а Ивар обретает авторитет лишь благодаря исключительной одаренности. Если же исходить из хроник, братья Рагнарссоны самостоятельно вели войска по разным направлениям, а значит, уже были более или менее опытными и состоявшимися военачальниками и лидерами.

Ляп 15: зовите меня по отчеству

Курган Бьёрна Железнобокого

У древних скандинавов не было фамилий как таковых. Вместе с именем могло использоваться отчество, образованное именем отца и окончанием вроде -сон, -ссон, -сен (сын) для мужчин и -до́ттир (дочь) для женщин. Например, Бьёрн Рагнарссон, Аслауг Сигурдардоттир. Такие слова, как Loðbrók (Кожаные Штаны, Судьбознаменный), Járnsíða (Железнобокий), Flatnefr (Плосконосый), Hárfagri (Прекрасноволосый) и т. д. являются не более, чем прозвищами, полученными за какие-либо особенности или заслуги и принадлежащими конкретному человеку. Прозвище не становилось фамилией и не передавалось супругам или потомкам. В сериале вышеперечисленные правила (кстати, все еще актуальные для современных исландцев, наиболее близких к древним скандинавам) часто нарушаются и мы слышим обращения вроде «Гида Лодброк», «Бьёрн Лодброк», «Ивар Лодброк» и даже «Лагерта Лодброк» (ну прямо семья Лодброковых). Кроме того, у двоих персонажей (ярлы Харальдсон и Йоргенсен) вместо имен употребляются только отчества. По-русски это все равно что кричать: «Михалыч! Данилыч!» с почтительной приставкой «ярл».

Ляп-исключение: ошибки русской озвучки

Ошибки озвучки

Этот ляп, разумеется, не относится к ошибкам, допущенным создателями сериала, но, тем не менее, актуален для русскоязычной аудитории. Суть его в том, что ряд популярных российских студий, озвучивающих «Викингов», допускает массу ошибок в переводе упоминаемых в сериале имен и названий. Не утруждаясь использованием обозначений, принятых в русской исторической литературе, они, похоже, предпочитают переводить незнакомые слова по принципу «пиши как слышишь», а то и вовсе придумывать неологизмы. В итоге получается Ра́гнар Ло́дброк вместо Рагна́р Лодбро́к (ошибки ударения), Шетиль Кривоносый вместо Кетиль Плосконосый, Гисла вместо Гизела, Аюд вместо Ауд, германское Гаральдсон вместо скандинавского Харальдсон, Йоханнес Скотус Эриуджина вместо Иоанн Скот Эригена, Мёрсия вместо Ме́рсия, неведомое слово «кюна» как женская версия титула «конунг» и так далее.