ФЭНДОМ

Что скажешь, любовь моя? Я должен согласиться?
— Борг обращается к черепу возлюбленной, Непрощённый

Борг (др.-сканд. Borg) - мрачный, злопамятный и мстительный гётский ярл. Он правит более крупным, чем Каттегат, поселением, расположенным среди гор Гёталанда (юг современной Швеции).

Обладая значительным влиянием, участвует в земельных спорах со старшим по титулу конунгом Хориком, что приводит правителей к открытому столкновению. Последующее примирение оказывается довольно напряженным, и Борг, оскорбленный недоверием Хорика, захватывает владения его союзника, ярла Рагнара Лодброка.

В дальнейшем предводитель гётов терпит поражение и, обманутый врагами, встречает свою смерть на лобном месте.

Муж Торви. Отец Гутрума, который рождается уже после казни ярла.

Биография

Предыстория

Когда отец Борга погиб и трон перешел к нему, его младший брат, с которым он был близок, попытался узурпировать власть. Он сделал это во время свадьбы Борга, отравив гостей, пивших за новобрачных. Ярл выжил лишь потому, что его невеста первой испила из кубка. Борг говорит, что никогда не забудет ее предсмертных криков. Он жестоко отомстил вероломному брату: сначала собственноручно ослепил, а затем сжег заживо.

Сезон 1

Ярл Борг не желает уступить конунгу Хорику несколько крупных участков земли, богатых минералами. В попытке разрешить трения датский вождь посылает в Гёталанд Рагнара Лодброка в качестве своего эмиссара. Репутация героя не впечатляет Борга, и он отказывает посланникам в продаже земель, на которые, по его словам, имеет законное право. Но его позиции не абсолютны, и, когда Рагнар демонстративно собирается уйти, гётский ярл просит задержаться и делает контрпредложение: либо люди Хорика уходят с его земель и тогда конунг может формально владеть ими, либо они делят между собой залежи минералов. Не имея полномочий решать за Хорика, Рагнар предлагает отправить к тому гонца. Борг соглашается, и, пока Флоки передает послание, предлагает ярлу Каттегата совершить трехдневное путешествие к главной достопримечательности его владений - Великому ясеню, возможно, являющемуся самим Иггдрасилем, мировым древом. Рагнар не против. Борг настаивает, чтобы на время поездки один из гостей остался вместе с ним в доме ярла, выбор падает на Ролло.

Через несколько дней все опять собираются за столом у Борга. Вернувшийся Флоки передает обеим сторонам несогласие конунга Хорика с любыми альтернативными сделками. Борг предлагает Рагнару отречься от службы Хорику, но тот не выражает согласия. Таким образом, дипломатическая миссия проваливается, и гости следующим же утром вынуждены покинуть Гёталанд с мыслями о грядущей междоусобице.

За прошедшее в Гёталанде время Борг располагает к себе Ролло. Ему удается убедить воина переметнуться на его сторону и поддержать в нападении на своих соперников. Он говорит, что победив Рагнара и Хорика, они смогут создать новое королевство. Соблазненный посулами о славе и богатстве, Ролло не может устоять и остается в чертогах ярла.

Сезон 2

Борг и Ролло выступают против Хорика и Рагнара

Ярл Борг и Ролло выступают против конунга Хорика и ярла Рагнара.

Так и не достигнув согласия в споре, Борг выводит своих людей на битву с объединенными силами Хорика и Рагнара. Плечом к плечу с ярлом Гёталанда неистово сражается Ролло, однако изменник сдается, когда перед ним появляется его брат Рагнар. Битва останавливается завершившись ничьей.  

После сражения Борг встречается с Хориком и Рагнаром, чтобы наконец урегулировать разногласия. Хотя датский конунг предлагает Боргу треть дохода со спорных территорий, гёт продолжает настаивать на том, что эти земли принадлежат ему. Наконец, их останавливает разгневанный Рагнар: он призывает обоих вождей объединиться и завоевывать себе новые территории на Западе, а не продолжать бессмысленную грызню между собой. Его слова убеждают предводителей, и они соглашаются на совместный рейд. Борг также принимает предложение Хорика, завершив, таким образом, затяжной спор.  

Через четыре года Борг прибывает в Каттегат, чтобы присоединиться к обещанному походу Рагнара и Хорика, однако конунг до сих пор помнит старые обиды, не доверяет гёту и не желает объединять с ним силы. Рагнар сообщает Боргу об этом решении, и ярл уходит в ярости. Он вновь пытается заманить Ролло на свою сторону, но в этот раз воин просто бьет его в лицо кулаком.

Свадебный пир Борга и Торви

Свадебный пир Борга и Торви.

Разгневанный, Борг возвращается в Гёталанд и празднует свадьбу со своей юной избранницей - Торви. Говоря о своем первом браке, Борг напоминает историю о том, как его предал родной брат, отравив гостей, пивших за новобрачных. И хотя его брат мертв и подобное не повторится, он все же спрашивает, кто из гостей первым выпьет вина из кубка. Торви с готовностью соглашается сделать это, но Борг останавливает ее, сказав, что не вынесет этого (то есть, смерти невесты) еще раз, и сам пробует напиток. Затем ярл гётов рассказывает о том, что случилось в Каттегате. Он считает, что в разрыве союза прежде всего виноват Хорик, но также порицает Рагнара и Ролло. Борг торжественно заявляет, что они атакуют и захватят Каттегат, чтобы отомстить за оскорбление.

Ярл Борг приближается к Каттегату

Ярл Борг приближается к Каттегату.

Когда Хорик и Рагнар отплывают в Англию, чернопарусные гётские корабли поднимаются по фьорду, доставив в Каттегат ярла Борга во главе большого отряда воинов. Вторжение увенчивается победой, и большинство защитников поселения оказывается убито. Борг ищет Ролло, намереваясь отомстить за его отказ сражаться четыре года назад, но тот сбегает, уведя с собой Аслауг и детей Лодброка. Ярл гётов упивается своей победой, веселясь в длинном доме ярла Каттегата. Борг объявляет Рагнара Лодброка вне закона и предлагает богатую награду тому, кто выдаст местоположение его близких.

Затем он идет к Провидцу, и тот предсказывает Боргу образ парящего над ним орла, но также и то, что этот орел - он сам. Ярл гётов трактует это как добрый знак.

Вскоре после этого Торви беременеет от своего мужа.

Рагнар, узнав о вторжении Борга, откладывает все и немедленно возвращается на родину. Его войска потрепаны неудачным плаванием, но к нему присоединяются силы Лагерты, пришедшие на помощь из Хедебю. Чтобы выманить Борга из Каттегата, Рагнар решает сжечь зимние запасы зерна. Ночью они вместе с Бьёрном реализуют задумку, и ярл-захватчик оставляет поселение, чтобы отыскать виновников пожара. Воины Рагнара и Лагерты вступают с ним в бой и наносят поражение. Борг бежит обратно в свои земли.

Тем временем оставшийся в Уэссексе Хорик терпит поражение от короля Эгберта и вместе с сыном Эрлендуром вынужден отплыть назад в Скандинавию. Таким образом, силы викингов заметно редеют, и на встрече с Рагнаром жаждущий мести конунг советует вернуться к Боргу и вновь предложить ему объединиться. Рагнар отправляет в Гёталанд Ролло, и тому удается убедить ярла пойти на новый союз.
Борг обращается к черепу покойной невесты

Борг обращается к черепу своей покойной невесты.

Борг, Торви и их воины прибывают в Каттегат и после пира размещаются на ночлег. Однако ночью люди Рагнара во главе с Ролло, Флоки и Торстейном предают гётского ярла, сжигая амбар с его отрядом и избивая Борга на глазах у жены. Его волокут к Рагнару Лодброку, который, как оказалось, все еще не простил разорение Каттегата. На глазах у смущенного Хорика он приговаривает Борга к страшной казни – «кровавому орлу». В ужасе осознав судьбоносные слова Провидца, гёт безрезультатно молит Лодброка о пощаде.

Заключенный под стражу, ярл Борг ожидает казни в Каттегате.

Хорик недоволен тем, как Рагнар обошелся с Боргом, ему не нравится игнорирование его приказа о заключении союза. Конунг просит Лодброка воздержаться от жестокой экзекуции, пока они не найдут Боргу замену, ведь предательство и казнь союзника (даже бывшего врага) может многих разуверить в присоединении к их войскам. Рагнар соглашается повременить. Хорик с помощью Сигги тайно посещает заключенного ярла и предлагает сделку: он поможет Боргу бежать, а тот убьет зарвавшегося Рагнара, который может узурпировать трон конунга.

В это время Рагнар ищет замену Боргу, и на горизонте вовремя появляется новый предводитель викингов, некий ярл Ингстад, который предлагает объединиться с ним в походе на запад. Когда Рагнар встречается с незнакомцем, он оказывается Лагертой, которая за дело убила своего второго мужа, жестокого ярла Сигварда, и заняла его трон. С обретением столь надежного союзника уже ничто не может помешать исполнению приговора ярлу Боргу. Хорик не возражает против казни, хотя и позволяет Боргу до последнего надеяться на спасение.

Итак, поздно ночью кто-то освобождает Борга. Он думает, что это Хорик обеспечивает его побег, и покидает темницу, прихватив череп своей покойной невесты. Но на выходе беглеца освещают многочисленные факелы и рассматривают глаза почти всех жителей Каттегата. Видя, что для него никакой надежды не остается, ярл смиряется с неизбежным, следует через толпу к месту казни и позволяет себя связать.

Казнь ярла Борга Рагнаром Лодброком

Казнь ярла Борга Рагнаром Лодброком.

С ледяным спокойствием Рагнар проводит изуверскую церемонию, нанеся на спину Боргу «кровавого орла». Гёт выносит казнь стойко, не крича и не моля о пощаде. Он встречает смерть как истинный воин.

Сезон 5

Спустя много лет Торви наставляет своего подросшего сына Гутрума. В пример воинской доблести она ставит не его отчима Бьёрна, а настоящего отца юноши - ярла Борга.

Вместе с остальными вождями Гутрум защищает Каттегат, участвуя в решающей битве с Вестфольдом, и погибает на поле боя от руки Хвитсерка. Найдя в пылу сражения бездыханное тело своего пасынка, Бьёрн Железнобокий говорит, что он воссоединится в Вальхалле со своим храбрым отцом, ярлом Боргом.

Личность и способности

Борг в своих чертогах

Ярл Борг гостит у Рагнара.

Ярл Борг проявляет себя как гордый, жестокий и злопамятный человек. Он тяжело идет на уступки и готов открыто сражаться за попранную честь. На протяжении серий мы видим, как предводитель гётов мстит Хорику за его притязания и недоверие, Рагнару - за безучастность, а Ролло - за малодушие.

Борг много лет хранит и всюду носит с собой череп своей погибшей от яда невесты, периодически «советуясь» с ним, ласково гладя и даже «целуясь», независимо от наличия свидетелей. Даже на собственной казни он ставит рядом этот мрачный фетиш.

Техника боя ярла Борга используется многими скандинавскими воинами. Он прекрасно владеет оружием, ловок и быстр в движениях. Вместо того, чтобы сражаться в «стене щитов», Борг предпочитает биться за ней, поддерживая боевой порядок или атакуя прорвавшихся. Борг использует военную смекалку чаще, чем грубую силу, способен выжидать и маневрировать перед атакой. Тактика и боевой опыт делают его очень опасным противником.

Внешний вид

Ярл Борг портрет

Блондин среднего роста и атлетичного сложения. Распущенные волосы доходят до плеч, лицо украшает густая борода, заплетенная в две короткие косы. На теле присутствует несколько татуировок, включая изображение каменной маски на спине.

Взгляд ярла Борга тяжелый и недобрый, словно завидующий чужой радости. Он практически никогда не улыбается.

В мирное время Борг носит дорогие одежды темных цветов. Участвуя в битвах, облачается в кожаные доспехи. Демонстрируя презрение к врагу, может выйти на поле боя обнаженным по пояс, и, возможно, входит в боевое исступление берсерков.

Излюбленное оружие ярла Гёталанда - боевой топор в комбинации с щитом или вторым топором.

Интересные факты

  • Имя Борг (др.-сканд. Borg) происходит от общего для древнегерманских племен слова borg, которое означает «крепость», «укрепление», «замок».
  • Борг - не правитель всего Гёталанда, а один из его ярлов.
  • Борг принадлежит к древнегерманскому племени гётов. Вопрос о степени родства гётов с готами спорен, так же как и отождествление гётов с гаутами, упоминаемыми в «Беовульфе» и скандинавских сагах. Существует также теория о родстве гётов с ютами. В дальнейшем гёты вместе со свеями сформировали шведскую нацию.
  • Ярл Борг, чье могущество приближается к уровню конунга, возможно, был членом королевского рода Вулфингов («потомков волка»), которые традиционно правили гётами Эстергётланда.
  • Ярл Борг, конунг Хорик и ярл Рагнар Лодброк принадлежат к разным племенам викингов: Борг - шведский гёт, Рагнар и жители Каттегата - норвежцы (вероятно, руги), Хорик - дан.
  • Предсказанный Боргу орел, парящий над ним, также может иметь отношение к Рагнару, так как тот добился больших успехов и даже имел собственного орла.
  • В изначальном сценарии Борг должен был быть шведским ярлом. Но шведский актер Густаф Скарсгард, который играет Флоки, сказал Майклу Хёрсту, что Швеция не существовала как таковая во времена викингов. И если он решит привязать Борга к этой стране, то окажется, что Уппсала будет находиться в ней, а это чревато сюжетными несостыковками. Хёрст прислушался и переписал сценарий, сделав Борга ярлом гётов.