ФЭНДОМ

Женщина может иметь власть над мужчиной, но вовсе не обязательно она - колдовская.
— Аслауг - Лагерте, В неясный предрассветный час

Аслауг (др.-сканд. Áslaug Sigurðardóttir) - гётская принцесса, вторая жена Рагнара Лодброка.

Аслауг называет себя дочерью Брунхильды, легендарной девы щита, и Сигурда (Зигфрида), великого героя, по легенде, сразившего дракона Фафнира. Оба ее родителя умерли до того, как она успела познакомиться с ними.

Многие годы правит Каттегатом совместно с мужем, а в период длительного отсутствия Рагнара - с его старшим сыном и наследником, Бьёрном Железнобоким.

Мать знаменитых скандинавских вождей - УббеХвитсёркаСигурда Змееглазого и Ивара Бескостного, рожденных от Рагнара.

Аслауг обладает даром вёльвы и способна предсказывать будущее посредством видений.

Как и многие другие женщины Каттегата, становится любовницей Харбарда.

Аслауг погибает при захвате города ярлом Ингстад.

Биография

Сезон 1

Опечаленный выкидышем Лагерты, Рагнар с семьей предпринимает паломничество в Уппсалу, в надежде умилостивить богов. Он все чаще задается вопросом, кто станет матерью обещанных богами многочисленных сыновей, если у Лагерты это не выходит.

Ради союза с конунгом Хориком Рагнар выполняет его поручение и едет с Бьёрном и группой воинов в Гёталанд (современная Швеция) для разрешения земельного спора с тамошним ярлом Боргом. Во время путешествия Арн и Торстейн случайно подглядывают за красивой молодой женщиной, купающейся в реке. Неожиданно их окружает группа дев щита, и купальщица, которую зовут Аслауг, требует извинений от их предводителя, Рагнара.

1x09

Аслауг разгадывает загадку Рагнара.

Заинтригованный Рагнар видит в ней испытание богов. Не столь интересуясь женской красотой, ярл желает проверить ее ум и соглашается встретиться с Аслауг, если она придет «не одетой и не раздетой, не голодной и не сытой, не в компании и не в одиночку». Не растерявшись, Аслауг является к нему, облаченная в рыболовную сеть, поедающая яблоко и сопровождаемая псом. Впечатленный ее изобретательностью, Лодброк выполняет свою часть уговора и приносит обещанные извинения.

Увлеченные друг с другом, вскоре они становятся любовниками, к большому неудовольствию Бьёрна, который предан своей матери. Вскоре после их близости Аслауг сообщает Рагнару, что носит его ребенка. Рагнар поначалу отстраняется, но спросив совета у Одина, наполняется решимостью навестить ее вновь. Проснувшись той ночью, Бьёрн собирается остановить его, но отступает, когда видит в оконном проеме каркающего ворона - мистического вестника воли богов.

Сезон 2

Рагнар возвращается к Лагерте, и, выданный Бьёрном, неохотно признает свою связь с Аслауг. Хотя жена сильно огорчена, она решает простить ему измену. Все меняется, когда беременная Аслауг прибывает в Каттегат в сопровождении отряда воительниц. Две женщины, само собой, не ладят. Рагнар предлагает Лагерте двоеженство, но она оскорблена таким неуважением к ее любви и решает покинуть мужа. Бьёрн поначалу остается с отцом, но в порыве чувств меняет свое решение и уезжает с матерью.

За четыре года комфортной жизни с Рагнаром Аслауг рожает ему двоих сыновей и беременна третьим. Однажды во время пира она чует неладное, когда Рагнар заводит разговор с юной Хильдой, их новой служанкой. Подозвав испуганную девушку к себе, Аслауг делает ей замечание, чтобы та лучше выбирала тех, с кем сближаться.

Той же ночью женщина устраивает Рагнару ревнивую сценку, требуя признаться в том, что он хотел переспать с новой прислужницей. Муж, разумеется, все отрицает, но Аслауг утверждает, что она видит больше, чем остальные, ибо обладает даром вёльвы. Недовольная поведением Рагнара, она прорицает, что их следующий сын будет носить в глазу знак дракона Фафнира.

Пока Рагнар и его люди совершали набег на Англию, Аслауг родила здорового сына, которого в честь отца назвала Сигурдом. Как она и предсказала, ребенок родился с глазом, похожим на змеиный.

Тем временем ярл Борг вторгается Каттегат, желая отомстить за прежние обиды. Аслауг, дети, Ролло и Сигги скрываются в одном из сел. Жена ярла крайне недовольна условиями бедной хижины, в которой они остановились.

Лагерта прощается с Аслауг после освобождения Каттегата

Лагерта прощается с Аслауг после освобождения Каттегата.

Когда слухи о захвате Каттегата достигают ушей Рагнара, он немедленно отплывает на родину и рад найти своих близких в безопасности. На помощь Рагнару из Хедебю также приходит отряд воинов во главе с Лагертой и Бьёрном. Отец счастлив увидеть подросшего и возмужавшего сына, они трогательно обнимаются на глазах у Лагерты. Рагнар также вспыхивает чувствами к своей бывшей жене, и признается Провидцу, что желает обеих женщин. После победы над Боргом Лагерта возвращается в Хедебю к мужу Сигварду, а Бьёрн остается в Каттегате. Прощаясь, Аслауг и Лагерта обещают не питать обиды по отношению друг к другу.

Вскоре после освобождения Каттегата Аслауг обнаруживает, что вновь беременна. Накануне она предупреждает Рагнара не заниматься с ней любовью в течение трех дней после его возвращения из Англии, иначе ребенок родится с изъяном, но муж пренебрегает пророчеством вёльвы. После беременности и тяжелых родов, которые едва не убивают мать, Аслауг рожает сына. Как она и говорила, ребенок оказывается дефектным: его кости легко сгибаются и разгибаются.

Рагнар убеждает Аслауг, что их сын должен умереть, поскольку не сможет долго жить с уродством, хотя ему, конечно же, трудно принимать такое решение. Аслауг отказывается, и Рагнар тайно уносит сына, чтобы убить, но не находит в себе сил этого сделать. Обнаруженный матерью у реки, ребенок возвращается в семью и получает имя Ивар, в то время как в Каттегате ходят слухи о его уродстве.

Заметив, что Торунн, одна из ее рабынь, приглянулась Бьёрну, Аслауг дарит ей свободу и достойное платье вместо одежды служанки. Девушка не может поверить в случившееся и благодарна своей избавительнице.

Сезон 3

Рагнар и его воины готовятся отправиться в Уэссекс, чтобы истребовать землю, которая была обещана им королем Эгбертом. Аслауг недовольна; она считает, что Рагнар ее больше не любит. Как и прежде, она остается в Каттегате с Хельгой и Сигги.

Аслауг, Хельга и Сигги проводят дни, заботясь о детях. Прогуливаясь с ними по рынку, Хельга упоминает странный сон о чужаке, который видела накануне. Аслауг и Сигги говорят, что видели во сне то же самое. Женщины пытаются понять, что это значит.

Спустя некоторое время к Хельге приходит незнакомый мужчина, показывая раненую руку и прося помощи. Его зовут Харбард. Оказавшись гостем длинного дома, он рассказывает женщинам невероятные истории о своих странствиях по мифическим землям и намекает на свое божественное происхождение. Сигги относится к чужаку с подозрением, Аслауг же, напротив, проникается к нему все большим интересом. На нее производит впечатление удивительная способность Харбарда прекращать страдания маленького Ивара. Ее увлечение таинственным странником в конце концов перерастает в любовную связь; Хельга и Сигги знают об этом, и Аслауг оставляет детей на попечение последней.

Аслауг и Харбард возле рокового озера

Аслауг и Харбард возле рокового озера.

В какой-то момент оставшись без присмотра, двое сыновей Рагнара гуляют по замерзшему озеру и случайно проваливаются под лед. Бросившись за ними, Сигги с трудом вытаскивает мальчиков из воды, но умирает от переохлаждения. Харбард покидает Каттегат.

После возвращения Рагнар спрашивает у Аслауг, кто такой Харбард, что явно застает женщину врасплох. Утаив измену, она говорит, что тот помогал Ивару, но Рагнар ей не верит. Охладев к жене, он воздерживается от близости и винит ее в том, что она не следила за детьми. Аслауг отвечает лишь пылкими эмоциями, не впечатлившими недовольного мужа.

Невзирая на поддержку и наставления Аслауг, обезображенная в одном из сражений Торунн впадает в отчаяние и покидает Каттегат, оставив Сигги, свою дочь от Бьёрна, на попечение правительницы.

Дерзкий христианский миссионер по имени Ансгар прибывает в Каттегат, пока Рагнар осаждает далекий Париж. Когда молодого человека показывают Аслауг, он оскорбляет верования викингов и превозносит христианского Бога. Дроттнинг предлагает ему пройти так называемый «суд богов»: пронести до ее трона брусок раскаленного железа. Спесивец проваливает испытание и вскоре его убивают по приказу Аслауг.

Сезон 4

Устав от брака с Рагнаром, Аслауг приходит к Провидцу. Подразумевая себя, она спрашивает, видит ли он женщину во главе Каттегата. Мудрец говорит, что видел это, но не называет имя.

Разговаривая с Аслауг, Бьёрн не может принять свою дочь Сигги, потому что она слишком похожа на ее покойную мать, Торунн. Аслауг обещает ему позаботиться о девочке.

Идут годы, и сыновья Рагнара подрастают; Аслауг воспитывает их на эпических рассказах о деде, великом герое Сигурде, практически не упоминая славные деяния их собственного отца.

В один из дней Аслауг покупает азиатскую девушку у работорговца в Каттегате. Он утверждает, что все рабы доставлены из Парижа. Девушка, которую зовут Иду, вызывает немалый интерес у Рагнара, испорченные отношения с Аслауг этому только способствуют.

Без ведома Рагнара Бьёрн берет Флоки под стражу, считая, что тому нужно заплатить за убийство Этельстана. Рагнар недоволен тем, что теперь ему придется наказать своего заблудшего друга. Позже Флоки удается бежать. Аслауг говорит мужу, что грех Флоки невелик, ибо Этельстан был лишь христианином. Взбешенный Рагнар дает жене несколько пощечин, говоря ей, что дело не в религии, а преданности, чего ей понять не дано.

Через некоторое время Флоки снова схватывают. На этот раз Рагнар заточает его в пещере, подвергая пытке капающей водой, но в дальнейшем освобождает.

Обеспокоенная переменами в своем супруге, Аслауг отдает младшего сына Ивара на воспитание Флоки для того, чтобы тот взрастил ребенка настоящим викингом, чтящим веру и обычаи ее народа.

Рагнар проводит все больше времени со своей новой рабыней Иду, Аслауг об этом известно. Пока его нет, в Каттегат прибывает с дружиной норвежский конунг Харальд Прекрасноволосый, желающий лично познакомиться со знаменитым Рагнаром Лодброком. Пока гости развлекаются, он играет с маленьким Уббе в хнефатафл и любезничает с Аслауг. Когда разговор заходит о власти, Аслауг отмечает, что для становления конунгом всех норвежцев Харальду придется убить ее мужа, Рагнара. Появляется Рагнар, и разговор прекращается.

Рагнар и Аслауг участвуют в Йоле

Рагнар и Аслауг участвуют в Йоле.

Когда зима заканчивается, Рагнар решает, что пришло время для нового похода на Париж, и сообщает Аслауг, что заберет с собой старших сыновей. Женщина протестует, говоря, что они слишком молоды, чтобы сражаться, но Рагнар отвечает, что они достаточно созрели, чтобы смотреть. Возглавив армию викингов, Рагнар отплывает из Каттегата с Лагертой, Бьёрном, Флоки, Харальдом и своей любовницей Иду, оставив Аслауг с малолетними Сигурдом и Иваром.

В то время, как Лодброк сражается в далекой Франкии, к Аслауг возвращается Харбард. Он желает освободить ее от душевных терзаний. Харбард говорит, что не знал, оправился ли Рагнар от своей болезни и жив ли он вообще. Аслауг жалуется, что муж наказывает ее за прошлую встречу с ним и признается, что Харбард ей снился. Странник целуется с Аслауг, свидетелем чему становится Сигурд.

Тем временем Флоки предстает видение, будто Аслауг занимается с ним любовью, а затем он превращается в Харбарда. Флоки чувствует, что странник вернулся в Каттегат.

Отношения Аслауг и Харбарда резко портятся, когда Сигурд показывает матери, что он спит с множеством других женщин Каттегата. Разъяренная Аслауг устраивает скандал, хотя Харбард настаивает на том, что занимаясь любовью с опечаленными женщинами, он освобождает их от душевных мук. Он говорит, что делает для женщин то же, что сделал для Ивара (пусть это и означает иметь с ними половые контакты), уверяет ее в любви, и подчеркивает, что все его деяния - лишь стремление жить, подобно богам. Переполняясь ревностью, Аслауг не принимает слова Харбарда и винит в том, что из-за мечтаний о нем разрушила свою семью. Странник говорит, что всегда будет с ней, но пусть не пытается владеть им, ибо владение - противоположность любви. С этими словами он оставляет любовницу, разбив ее сердце.

Аслауг переживает уход Харбарда

Аслауг переживает уход Харбарда.

Аслауг тяжело переживает его уход, находя утешение в горячительных напитках. Она легко проигрывает Ивару в настольной игре, когда прибежавший Сигурд сообщает, что маленькая Сигги погибла по недогляденью - он нашел ее тело в реке. Аслауг переспрашивает сына, не понимая, о ком идет речь, а когда Ивар грубо выражает свое равнодушие к смерти девочки, мать лишь безучастно улыбается ему в поддержку.

После тяжелого поражения войск Рагнара в Париже и на реке Сене конунг надолго покидает Каттегат, оставив его на попечение Аслауг.

Проходит много лет.

За время правления Аслауг поселение расцветает, став крупным и богатым городом. Аслауг оказывается способной нести бремя власти и вырастить своих сыновей. При этом она, продолжая испытывать уважение к Рагнару, никому не позволяет занять его трон.

В длинный дом приходит викинг Торхалл, который передает Аслауг и Бьёрну вести о прошлогоднем походе его ярла Гуннара Асгримссона в Англию и соглашении с людьми короля Эгберта. Он рассказывает о живущем при дворе незаконорожденном сыне Рагнара, Магнусе (якобы зачатом с Квентрит), и давно уничтоженном поселении викингов в Уэссексе. Становится ясно, что для сокрытия правды Рагнар мог расправиться с выжившими поселенцами, которым тогда намеренно позволили уйти, чтобы передать конунгу новость.

По возвращении Рагнара, вызвавшего неоднозначную реакцию в Каттегате, между супругами происходит лишь одна значимая встреча, причем Аслауг приходится твердо настоять на ней. Рагнар признается жене, что их свела не любовь и просит у Аслауг прощения за все причиненные ей обиды. Он благодарит женщину за то, что подарила ему сыновей и особо подчеркивает, что она не вселила в их сердца ненависть к отцу. Тронутая, Аслауг льет слезы, а Рагнар нежно целует ее в темя.

Лагерта разговаривает с Аслауг, пребывающей в ритуальном трансе

Лагерта разговаривает с Аслауг, пребывающей в ритуальном трансе.

Во время визита в Каттегат конунга Харальда Прекрасноволосого и последовавших затем обрядов, связанных с предстоящим крупным походом викингов, Аслауг отказывает Лагерте в совместном проведении традиционных жертвоприношений. Руководя церемонией единолично, она погружается в ритуальный транс и отрешается от происходящего. Увидев это, Лагерта приближается к вёльве и шепчет ей, что никогда не простит Аслауг за то, что та когда-то отняла у нее мужа, вотчину и счастье. Она также считает «ведьму» повинной в том, что Рагнар дошел до нынешнего плачевного состояния. Выразив свое презрение к владычице Каттегата, ярл Ингстад уходит.

Когда Ивар предпринимает с отцом рискованное путешествие в Англию, Аслауг приходит видение о гибели сына в морском шторме. Она пытается предостеречь и отговорить Бескостного, но тот считает, что лучше прожить один день мужчиной в компании отца, чем всю жизнь - вызывающим жалость калекой.

Аслауг выходит к Лагерте

Аслауг выходит к Лагерте после захвата Каттегата.

Вскоре главные силы викингов во главе с Бьёрном Железнобоким и Харальдом Прекрасноволосым отплывают на поиски Рима, а маленькая экспедиция Рагнара Лодброка и Ивара направляется в Англию. Моментом пользуется Лагерта, решившая отомстить Аслауг за разрушенный когда-то брак и полное равнодушие Аслауг к Рагнару, приведшее последнего к нынешнему состоянию. Возглавив крупный отряд воинов и подговорив с помощью Торви часть жителей Каттегата, ярл Ингстад вторгается в город с суши и моря и быстро расправляется с защитниками. Богато одевшись, Аслауг выходит к победительнице с украшенным церемониальным мечом, символом власти конунга. При большом скоплении людей она называет Лагерту захватчицей, но последняя говорит, что это у нее всегда все отбирали. Воительница утверждает, что Аслауг околдовала Рагнара, но вёльва лишь высмеивает эти суеверия, сказав, что далеко не всегда власть женщины над мужчиной - колдовская. Дроттнинг также игнорирует намек сразиться с Лагертой, ибо не считает себя воительницей и ее предназначением было лишь родить Рагнару сыновей. Она высокомерно швыряет меч-регалию к ногам Лагерты и просит, чтобы ей позволили уйти прочь, намекнув, что тогда ее сыновья не будут искать мести за случившееся. Лагерта позволяет ей это, но когда Аслауг проходит сквозь толпу, пускает ей стрелу в спину. Вёльва лишь коротко улыбается перед смертью.

Похороны Аслауг

Похороны Аслауг.

Аслауг уходит в последний путь с пышными почестями, подобающими похоронам знатной скандинавской женщины. Тело правительницы-вёльвы предают морю в пылающей украшенной лодке с оружием и сокровищами. Ее роль в саге завершается на глазах у всего Каттегата и улыбающейся Лагерты. Так сбывается предсказание Провидца о власти женщины в Каттегате, но этой женщиной оказывается не Аслауг.

Личность и способности

Аслауг холодная

Гордая и надменная Аслауг пропитана скандинавскими традициями. Она любит рассказывать о своих легендарных родителях - Сигурде и Брунхильде, которых никогда не знала лично. Принцесса гётов - холодная и авторитарная женщина, готовая подчиняться лишь тому, кого уважает. При этом Аслауг более гибка и беспринципна, чем Лагерта, и легко идет на лесть, ложь и хвастовство. Вступив в «династический» брак с Рагнаром, Аслауг, подобно матери, соединяет свою жизнь с прославленным героем, но истинной любви и взаимопонимания между супругами так и не возникает. Ревность Аслауг к сторонним связям Рагнара постепенно переходит в равнодушие, но она не разрывает узы подобно Лагерте, поскольку не желает терять высокий статус датской дроттнинг. Она эгоцентрична, и может пренебречь чужим благополучием ради собственного. На искреннюю, любящую женщину Аслауг похожа только с младшим сыном, калекой Иваром, который отвечает матери не меньшей привязанностью.

Властительница Каттегата чрезвычайно почитает скандинавских богов, прекрасно знает мифы, легенды и обычаи своего народа. Ее вера подкрепляется даром вёльвы, иногда способной предугадывать будущее посредством видений, и появлением Харбарда, ставшего для нее знаком божественной благосклонности. Аслауг не выражает ярой неприязни к христианам, но поддерживает тех, кто идет против них.

Несмотря на воинственных родителей, Аслауг не умеет сражаться и никогда не участвует в налетах викингов, предпочитая проводить время в своих чертогах, окруженная роскошью и подарками.

Интересные факты

  • Отец Аслауг, герой Сигурд, был королём Гёталанда и принадлежал к роду Вёльсунг, идущему от самого Одина, а мать, Брунхильда, была дочерью легендарного короля Будли. «Сага об Асмунде» упоминает связи короля Будли с гуннами посредством брака его дочери Хильды с Хельги, сыном Хильдебранда.
  • После убийства Рагнаром конунга Хорика, Аслауг имеет полное право называться дроттнинг (королевой) Дании.
  • Согласно сагам, матерью Бьёрна Железнобокого была Аслауг, а не Лагерта.