ФЭНДОМ

Если Господь наш сочтет меня достойным править, пусть даже сим разоренным краем, я клянусь тебе, как если бы ты сидел сейчас подле меня, что верну твоему королевству былое величие, что исполню твой завет и стану королем Англии... Или погибну в этой борьбе.
— Альфред дает обещание покойному Эгберту, Послание

Альфре́д Вели́кий (др.-англ. Ælfrēd se Grēata; англ. Alfred the Great) - король Уэссекса, сыгравший важнейшую роль в становлении Английского государства и противостоянии англосаксов скандинавской агрессии.

В сериале - принц Уэссекский, сын принцессы Юдифи Нортумбрийской. Зачат матерью в результате супружеской измены с бывшим монахом Этельстаном.

Пасынок принца Этельвульфа, принявшего незаконнорожденного сына своей жены под давлением сводного деда Альфреда, короля Эгберта.

Младший единоутробный брат Этельреда, рожденного в законном браке его отчима с матерью.

Когда Этельвульф получает корону, Альфред становится вторым основным претендентом на трон после своего старшего брата.

После скоропостижной смерти короля Этельвульфа Альфред занимает трон Уэссекса при пособничестве своей венценосной матери.

Биография

Предыстория

Англосаксам удается разгромить лагерь скандинавского конунга Хорика, когда силы Рагнара Лодброка отплывают на родину. В плену у короля Эгберта оказывается молодой человек по имени Этельстан, бывший монах из Линдисфарнского монастыря в Нортумбрии. В дальнейшем Этельстан, человек скромный и добродетельный, становится доверенным лицом и другом правителя, а позже о нем начинают говорить как о человеке Бога, святом.

Между набожной Юдифью и Этельстаном вспыхивают чувства, и женщина зачинает с ним ребенка, невзирая на брак с принцем Этельвульфом. После примирения англосаксов и викингов, их совместных побед в Мерсии и основания первого скандинавского поселения в Уэссексе Этельстан оставляет Юдифь и возвращается в Каттегат со своим близким другом, Рагнаром Лодброком.

Заметив состояние жены, Этельвульф заговаривает с ней, и она признается в том, что ждет ребенка. Принц поражен, ведь с рождения их первого сына Этельреда они не занимались любовью. Измена жены становится очевидной; Этельвульфа охватывают гнев и печаль, но он скрывает произошедшее от своего отца Эгберта.

Сезон 3

Но правда все же становится известной Эгберту, и сразу после рождения Альфреда Юдифь схватывают и привязывают к столбу по приказу короля. Публично обвиненную в прелюбодеянии принцессу намерены лишить ушей и носа, как того требуют суровые средневековые законы. Девушка умоляет о пощаде, но отказывается назвать отца ребенка, пока палач не лишает ее правого уха. Тогда рыдающая Юдифь произносит имя Этельстана, и Эгберт немедленно прекращает экзекуцию, поскольку считает монаха святым, а значит, сам Господь может быть причастен к зачатию. Безусловно, король милует Юдифь еще и из-за личных симпатий к Этельстану. Он подавляет протесты униженного Этельвульфа.

Вскоре после рождения Альфреда его отец Этельстан погибает в Каттегате, убитый Флоки. В Уэссексе об этом узнают уже после вторжения Рагнара Лодброка во Франкию.

Сезон 4

Созвав придворных, Эгберт торжественно отправляет маленького Альфреда в паломничество в Рим. Король распоряжается, чтобы его сопровождали франкский монах Пруденций и принц Этельвульф. 

Когда паломники, преодолев длинный путь, предстают перед папой Львом IV, тот показывает им одну из величайших христианских реликвий - шип из тернового венца Иисуса Христа. Он вручает принцу Альфреду меч, дабы тот мог изгнать им своих врагов, а затем торжественно коронует малыша венком консула Рима.

В их отсутствие Эгберт становится королем объединенного королевства Уэссекса и Мерсии.

Любимый внук короля Эгберта, маленький Альфред становится его воспитанником, в то время как Этельредом больше занимается его отец Этельвульф.

Спустя много лет Рагнар Лодброк и его сын Ивар Бескостный прибывают в Англию, чтобы заставить короля Эгберта ответить за уничтожение скандинавской колонии. Оставшись без отряда, они попадают в плен.

После некоторых колебаний Эгберт выпускает Рагнара из заточения. Выпивая друг с другом, король и конунг долго беседуют, вспоминая прошлое и их общего друга, Этельстана. В зал входит принцесса Юдифь и показывает Рагнару Альфреда. Заглянув мальчику в глаза, знаменитый вождь нежно целует его в лоб, после чего мать уводит свое дитя. 

Несмотря на это, судьба Рагнара предопределена: он должен умереть. Конунг договаривается с Эгбертом о том, чтобы его казнь состоялась в Нортумбрии от рук короля Эллы. Вождь также добивается того, чтобы Ивара отправили на родину.

Альфред играет с Иваром в шахматы, когда последнего зовут попрощаться с отцом. Перед тем, как Бескостный покидает двор Эгберта, Альфред вкладывает ему в руку черную шахматную фигурку, изображающую воина со щитом. 

Когда Ивар отплывает, наступает черед Рагнара. Во дворе поместья Эгберт и его семья провожают глазами конунга, который под сильным ливнем следует к тюремной повозке. Перед тем, как забраться в клетку, Рагнар останавливается и передает Альфреду крест Этельстана, который всегда носил с собой, и дает ему теплое напутствие. Мальчик благодарит вождя и говорит, что никогда его не забудет. Вскоре после того, как конвой прибывает на место назначения, король Элла казнит Рагнара Лодброка.

Эгберт обсуждает с Альфредом труды папы римского Григория Великого. Он признается, что всем сердцем верит в то, что Альфред однажды станет королем. При этом монарх раз за разом подливает в свой и Альфреда кубок вино и требует, чтобы ребенок пил с ним до дна. Когда мальчика тошнит на пол, старый король опорожняет свой кубок и признается, что все это время пил воду. Завершая урок, Эгберт говорит, что Альфред никогда не должен поддаваться влиянию других людей, а принимать все решения сам.

После того, как скандинавы узнают о судьбе Рагнара Лодброка, в Англии высаживается Великая языческая армия, явившаяся мстить за его смерть. Казнив короля Эллу и залив Нортумбрию кровью, огромное войско добирается до Уэссекса. Тысячи норвежских и датских викингов разоряют поселения и убивают всех на своем пути. 

Несмотря на возраст, Альфред и Этельред выражают желание участвовать в битвах с Этельвульфом, на что, разумеется, получают отказ.

Альфред не может заснуть, и отчим приходит проведать его. Они тепло беседуют; Этельвульф говорит, что Этельстан всегда присмотрит за сыном и таким отцом стоит гордиться. Альфред отвечает, что не меньше гордится отчимом и также называет его отцом. Этельвульф целует мальчика.

После катастрофического поражения войск объединенного королевства Уэссекса и Мерсии от Великой языческой армии англосаксонскому государству и его правящей династии грозит страшная опасность.

Этельвульф с остатками войск возвращается к Эгберту. Узнав о случившемся, старый король передает власть над страной сыну и приказывает ему увезти Юдифь, Альфреда, Этельреда и остальных в безопасное место. Невзирая на уговоры Этельвульфа, Эгберт принимает самоубийственное решение остаться в своем поместье.

Прощаясь, Эгберт дает Альфреду напутствие - принять свою судьбу [короля], а до тех пор учиться у всякого, независимо от его происхождения. Он также просит всегда помнить, что величайшая христианская добродетель - милосердие. Затем сводный дед и внук признаются друг другу в любви и прощаются навсегда.

Добравшись до опустевшего поместья, даны принуждают Эгберта покончить с собой.

Сезон 5

Проходит время. Избегая обнаружения врагами, подросший Альфред и его семья вынуждены скрываться в небольшой рыбацкой деревне на болотах, ведя простую жизнь. Юношу точит неизвестная болезнь, и он тает на глазах, вызывая беспокойство Юдифи. Однажды ему в виде неясного силуэта предстает призрак Этельстана. Пройдя несколько шагов по болоту, Альфред протягивает к нему руку, а затем падает в воду без чувств. Когда Этельвульф вытаскивает едва не захлебнувшегося пасынка, он рассказывает ему и матери о своем видении: Этельстан сказал, что северяне засели в Йорке. Альфред также добавляет, что Этельвульф нужен своему народу. Приняв видение за знак свыше, король решает прервать свое изгнание. Вокруг него собираются войска, и вскоре они встречаются с крупным ополчением, которое собрал Хемунд, воин-епископ Шерборна. Вместе они начинают разработку планов по освобождению Йорка от язычников, и Альфред принимает участие в военных советах.

В дальнейшем Альфред вместе с отчимом и братом отправляется на первый штурм Йорка. В разыгравшейся бойне, устроенной Иваром Бескостным, Альфред едва не погибает, отбиваясь от налетающих на него скандинавских воинов. Этельвульф, пробившись к пасынку, спасает его и уводит в безопасное место. Штурм Йорка оборачивается неудачей, и королевские войска отступают с большими потерями.

Несмотря на поражение, англосаксы не теряют надежды овладеть Йорком. Этельвульф отправляет Альфреда, чтобы тот позаботился о перекрытии всех путей в Йорк. Войска короля продолжают осаду, надеясь, что голод ослабит северян. По прошествии времени они видят дым над крышами домов, и Хемунд уверен в том, что даны сжигают мертвых. 

Вскоре становится ясно, что в Йорке никого не осталось. Королевские солдаты с триумфом занимают крепость. Но едва лишь Хемунд замечает подозрительное скопление крыс на улицах (грызуны появились из сточных ходов, явно чем-то напуганные), как даны открывают канализационные люки, и, выбравшись на поверхность, атакуют. Альфред едва выдерживает схватку с огромным скандинавским воином, вооруженным молотом. Лишившись щита и оружия, он теряет надежду спастись, когда на выручку приходит Маннел, пронзивший северянина сзади. Схватив меч, Альфред добивает врага. Несмотря на отчаяние, с которым дерутся англосаксы, победа вновь ускользает от них. Этельвульф и его сыновья отступают под прикрытием королевских солдат, а Хемунд попадает в плен.

Уединившись у могилы Эгберта, Альфред обращается к покойному деду. Он клянется, что если ему удастся занять престол, он сделает все для возрождения Англии или погибнет.

Затем Альфред принимает решение отправиться в паломничество к Линдисфарнскому монастырю, чтобы больше узнать о своем отце Этельстане. Юдифь не препятствует этому. Собрав вещи, юноша направляется в Нортумбрию.

Альфред добирается до обители св. Кутберта на Линдисфарне, и настоятель подробно рассказывает ему о первом нападении викингов на Англию, жертвой которого стал монастырь. Не подозревая, о ком он говорит, святой отец упоминает некоего монаха, отринувшего веру и вернувшегося затем в Англию с язычниками. Альфред называет этого отступника (Этельстана) источником вдохновения и показывает настоятелю его крест, который передал ему Рагнар Лодброк. Почтенный клирик приходит в ужас от этого имени, называя его воплощением зла. Закончив обсуждение на нейтральной ноте, Альфред предлагает настоятелю использовать в богослужениях английский язык вместо сложной и непонятной народу латыни. Впервые высказанная, эта идея вызывает непонимание у служителя церкви, но он предпочитает промолчать.

Заночевав в монастыре, Альфред обращается к покойному отцу и читает «Отче наш». Неожиданно для себя он слышит голос Этельстана, присоединившийся к молитве. Сын и дух отца завершают ее вместе.

Альфред возвращается домой. Наблюдая вместе с матерью, как Этельвульф тренирует Этельреда, воспитывая его королем-воином, он рассказывает матери о впечатлениях от поездки. Принц также высказывает мысль, что лучшей защитой от набегов викингов будет строительство флота, о чем говорил когда-то Эгберт. Когда Юдифь предлагает поделиться мыслью с Этельвульфом, Альфред сравнивает отчима с консервативным настоятелем Линдисфарна.

Собрав придворных, Этельвульф осуждает нападения викингов на Англию, Шотландию и Ирландию, участившиеся после вторжения Великой армии. Он говорит, что язычники не только разоряют страну, но и оседают в ней, приведя в пример их крупнейший оплот - Йорк. Король предлагает обсудить любые способы противостояния скандинавской угрозе. Увы, это оказывается последним выступлением Этельвульфа. Случайно ужаленный пчелой, король скоропостижно умирает от острой аллергической реакции. Перед смертью Этельвульф дает Этельреду и Альфреду напутствие и просит слушаться матери.

После ухода короля из жизни встает вопрос о наследовании престола. Этельред видит себя на троне Уэссекса, но Юдифь говорит, что ему придется уступить корону Альфреду. Это вызывает у Этельреда гнев и непонимание; юноша набрасывается на мать с обвинениями. Но Юдифь подавляет его чувства, дав понять, что сейчас стране нужен не король-воин и что именно в Альфреде Эгберт видел дарования и способности настоящего правителя. Именно поэтому покойный монарх отправил за благословением и помазанием папы его, а не Этельреда. Оскорбленный Этельред удаляется, не согласившись с решением матери.

Предложив влиятельному лорду Кутреду сан похищенного викингами Хемунда, Юдифь заручается его поддержкой в признании Альфреда законным королем.

Знать собирается для избрания короля. Поддержка Этельреда дворянами почти единогласна, и Юдифь бурно рукоплещет вместе с остальными. Но затем, неожиданно для придворных, Этельред отказывается от своих притязаний, вызвав шквал неодобрения. Кутред, пользуясь моментом, называет Альфреда, но люди не принимают его до тех пор, пока Этельред лично не предлагает ему корону.

После этого Альфреда торжественно коронуют на правление Уэссексом, и план Юдифи реализуется.

Интересные факты

  • Альфред добился таких успехов в создании флота, что берега его королевства перестали подвергаться набегам викингов. Даже в правление его сына, Эдуарда Старшего, флот Уэссекса господствовал в Ла-Манше.
  • «Англосаксонская хроника» сообщает, что разбив флот датского конунга Уббы, Альфред захватил чудотворное знамя Рагнара Лодброка с изображением ворона бога Одина, созывающего воинов в победный поход.